Вместо репараций – добровольная капитуляция или Есть мнение

Как суметь и рыбку съесть и костью не подавиться?  Этот вопрос  сейчас в тренде у польских политиков.

Примеров тому, как польский истеблишмент, то есть правящие круги, пытается это реализовать – масса. Остановимся на одном из них, который со временем трансформировался из-за двойных стандартов Республики Польской и желания власть имущих (состав которой менялся кардинально, но желания оставались прежними. – Прим. автора) поиметь одностороннюю выгоду и при этом оставаться в любимчиках у американского господина, создавая ему в угоду проблемы определенным странам Евросоюза, чтобы и они не переставали чувствовать поводок «хозяина», а еще попутно обезопасить себя от мифической военной угрозы со стороны России и Беларуси.  Речь идет о требованиях Польши к Германии о выплате компенсаций за потери, понесенные во Второй мировой войне.

История дела о возмещении ущерба

 В ходе Второй мировой войны в Польше были убиты 6 миллионов жителей, половина из которых — польские евреи. Потери, конечно, колоссальные. Но как свидетельствуют архивные документы, польские политики ещё до войны одобряли решение Гитлером «еврейского вопроса». Бог им судья, но ведь этот факт сейчас никак не учитывается при стенаниях о возмещении ущерба только Посполитой. А она не стесняется открывать карман шире, несмотря на признание своего кабинета министров в 1953 году, что Германия полностью выполнила обязательства перед ней и власти Польши отказываются  требовать дальнейшие компенсации.

 Не будь то Польша…

И позднее польское руководство не раз заверяло немецкую сторону в отсутствии репарационных претензий и даже в 1989–1990 годы, в период объединения Германии, не возродила вопрос о репарациях. Но, несмотря на формальное отсутствие претензий, Германия выплатила Польше 500 миллионов немецких марок компенсации, а затем производила дополнительные выплаты в размере почти двух миллиардов марок бывшим польским узникам.

Но дело в том, что главной особенностью польской памяти является избирательность: вариант «тут помню, тут не помню» может сработать в момент, когда ситуация может принести дивиденды.

Ничего личного, но уже в 2004 году, аккурат в год вступления Польши в Евросоюз, премьер Польши Марек Белка решил снова поднять вопрос репараций.

Польские «виртуозы» игры на многих пианино

В сентябре 2022 года власти Польши представили трехтомный доклад о потерях, понесенных страной в результате нападения нацистской Германии и немецкой оккупации в 1939—1945 годах. А в начале октября в Германию была направлена польская нота о репарациях.

Представляю, как округлились глаза у немцев, поверивших было в польские заверения об отказе от выплат, а потом настрочивших требование о компенсации в сумме 6,2 трлн злотых (свыше $1,3 трлн)…

  Берлин отказал в этом требовании, настаивая, что уже выполнил все обязательства по компенсации ущерба.

Что ж не мытьем, так катаньем, подумала правящая элита Польши и «родила» новое условие.  Если Германия хочет закрыть вопрос репараций за преступления Третьего рейха, она должна инвестировать в польскую оборону. С таким заявлением 7 августа выступил глава МИД Польши Радослав Сикорский.

Это предложение нашло отклик  у немцев: Олаф Шольц заявил, что Польша и Германия планируют укрепить свое сотрудничество в сфере безопасности и обороны. «Конкретно это означает, что мы хотим взять на себя роль лидеров Балтийского региона в рамках НАТО и в рамках защиты восточного фланга», — сказал канцлер ФРГ.

И вот уже Польша со словами «herzlich willkommen», что в переводе с немецкого означает «добро пожаловать», встречает и размещает на своей территории немецкие войска. Картина, скажу я вам, вызывает чувство ирреальности происходящего. Получается: вместо репарации — добровольная капитуляция? В случае с Польшей – это результат политики, когда пытаешься играть на многих пианино, руководствуясь только материальной стороной дела.

Наталья Козик.

Поделиться с друзьями
9 просмотров