Может ли валюта стать токсичной?

Долгое время мировая валютная система и международные расчетные отношения базировались на долларе. Что сделало его главной валютой в мире?

Во-первых, доллар долгое время был самой надежной резервной валютой. Именно в «зеленых» хранили лишние деньги те, у кого они есть.

Во-вторых, доллар — расчетная валюта. В ней рассчитываются за товары и услуги не только американцы, но и весь мир.

И все бы ничего, пока Белый дом не решил поиграть мускулами, показать свое могущество — начал активно использовать доллар в качестве оружия внешнеполитической борьбы и шантажа.

США сейчас лидируют по введению односторонних экономических санкций. Вот какие данные приводит Минфин этой страны: в настоящее время Вашингтон применяет ограничительные меры в отношении более 20 стран.  Их спектр широк: от торговых эмбарго, заморозок активов до санкций против финансовых структур этих стран, включая даже арест их средств.

Логично, что такое агрессивное поведение заставляет напрячься не только пострадавшие от него страны, но и  вызывает настороженность у остальных. Они понимают, что с ними завтра могут поступить таким же образом. Поэтому стараются искать альтернативные пути накоплений без доллара.

Согласно последним данным Структуры официальных валютных резервов Международного валютного фонда, налицо продолжающееся постепенное снижение доли доллара США  в распределенных валютных резервах центральных банков и государств. Удивительно, что сокращение роли доллара США за последние два десятилетия сопровождается ростом долей так называемых нетрадиционных резервных валют.

«Альтернатив доллару нет, — продолжает утверждать экс-министр финансов США Ларри Саммерс. — Европа — музей, Япония — дом престарелых, Китай — тюрьма, а биткоин — эксперимент". Чувствуете, даже в этих кратких характеристиках стран-союзников и держав, составляющих реальную конкуренцию США на международной арене, звучит пренебрежительное к ним отношение «забронзовевшего» в своем долларовом величии мирового гегемона. Чем это вызвано и к чему приводит, возникает вопрос.

Очень доступный ответ на него нашла в интервью и.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления профессора Евгения Смирнова. «США накопили беспрецедентный госдолг — 33 триллиона долларов, однако основная опасность кроется, конечно, не в объемах. Гипотетически представьте ситуацию: вы крупный должник, но никто не отказывает вам в новых займах, и вы их берете на какие-то нужды. Аналогичная ситуация складывалась на протяжении десятилетий в США: например, импорт товаров, который уже длительное время превышает их экспорт, многие годы страна осуществляла в долг, а страны-экспортеры за свои товары получали казначейские облигации — ценные бумаги с высоким кредитным рейтингом, — объяснил профессор. — Такая ситуация привела к тому, что крупнейшими держателями американских долговых ценных бумаг стали страны, являющиеся наиболее значительными экспортерами товаров США, в том числе такие крупные игроки, как Китай и Япония».

Помните: по американским меркам – первая страна – тюрьма, вторая — дом престарелых.

Ну негоже так отзываться о странах-инвесторах! То, что отношения и в экономике, и в политике Вашингтон выстраивает не на равных, не может не напрягать не только дружественные США страны, но и многие другие, набирающие силу державы.

Чем опасна такая ситуация?

Использование доллара в качестве оружия и инструмента манипулирования приведет к отказу от него – это даже Илон Маск заявляет, успешный американский бизнесмен.

Что мы и видим сейчас… Бразилия и Аргентина решили создать общую валюту. Южная Корея и Индонезия, Индия и Малайзия договорились отказаться от доллара во внутренних расчетах. На востоке обсуждается создание Азиатского валютного фонда. Саудовская Аравия решила уйти от доллара как единственной валюты при торговле нефтью. И это только начало.

Так, например, страны ЕАЭС (Россия, Беларусь, Армения, Казахстан и Киргизия. – Прим. автора) фактически перешли на расчеты в национальных валютах, их доля в марте этого года составила 90%.

Россия и Китай также завершают дедолларизацию двусторонних экономических связей, в национальные валюты переведено более 90% взаимных расчетов.

И, представьте, живы, развиваются и сотрудничают, создают и реализуют массу совместных новых проектов и программ.

Какой вывод из всего выше сказанного хотелось бы сделать?

Деньги были и должны оставаться «всеобщим эквивалентом, выступающим измерителем стоимости товаров или услуг» (Из финансового словаря. – Прим. автора), не более того. Но никак не оружием или инструментом шантажа и давления в сфере  человеческих отношений и тем более отношений между государствами.

Наталья Козик.

Поделиться с друзьями
86 просмотров