За успешный теракт в Беларуси Швецу обещали звание героя Украины. Все подробности рассказал сам диверсант, в КГБ
Дрон со взрывчаткой подлетает к самолету, примеривается — вот крылья, вот радар — и опускается на фюзеляж. Дальше картинка оборвется.
Швецу за успешный теракт в Беларуси обещали звание Героя Украины. Об этом сообщили в эфире телеканала ОНТ, сообщает БЕЛТА.
При этом каждый шаг диверсанта четко контролировался СБУ.
Как сообщалось, утром 26 февраля гражданин Украины Николай Швец 1993 года рождения, завербованный агент СБУ, попытался подорвать российский самолет на аэродроме Мачулищи. Для его задержания Комитетом государственной безопасности во взаимодействии с МВД, ГПК и другими правоохранительными органами проведена масштабная специальная операция.
Как Швеца завербовала СБУ
Николай Швец рассказал, как его завербовала СБУ. Год назад, будучи в Киеве, он вступает в ДФТГ — военизированное подразделение. Там Швец, человек технически подкованный, знакомится с неким Рамзаном.
«Когда я ему ремонтировал телефон, начали разговаривать. В общем, он рассказал, что тренируется, управляет дронами. Дронами „Камикадзе“. А ему это... ну, через СБУ, в общем. У него знакомые в СБУ. На тот момент он учился управлять дронами. Этот человек связал меня с представителем СБУ вскоре», — рассказал Швец.
Так в этой истории появился Александр, сотрудник Службы безопасности Украины. Встретились, поговорили, а потом СБУ сделала Швецу предложение, от которого он не смог отказаться.
«В центре Киева мы встретились. Он рассказал, для чего это все. Что не просто обучение, как курсы какие-то, а для целей определенных. Я тогда еще не знал ничего особо. Но знал, что нужно будет этими „Камикадзе“ что-то подрывать, повреждать, куда-то летать. Изначально думал, что это будет на фронте. Ну, в общем, я согласился. Через какое-то время он меня еще раз набрал. Для прохождения теста на детекторе лжи. Я его успешно прошел. И там через пару дней мне позвонили и сказали, что я могу приехать, забрать пульт, компьютер с симулятором. Для тренировок дома сначала. В течение месяца учился. Научился, сдал экзамены. И дальше пошли уже практические занятия, на полигонах», — подчеркнул Швец.
Как жил в Беларуси и готовился к теракту
В эфире телеканала ОНТ раскрыли новые подробности, как украинский террорист Николай Швец готовился к теракту в Мачулищах. Террориста Швеца легализуют по полной. Официальный договор на аренду квартиры, $130 в месяц. Параллельно устраивают архитектором-техником на полставки в фирму Соколова, с окладом в Br1744. Легализация работы обеспечивала прикрытие. Если бы кто-то заинтересовался, почему гражданин Швец ходит вокруг Мачулищей, то он бы ответил, что как архитектор-техник планирует объект. В начале февраля Гаспар получает дроны. Один — Якутик передает через службу «Яндекс доставки», другой — через Соколова.
«Мы отъехали, потому что здесь милиция ходила. Мы отъехали, рядом встали, за машину спрятались, и я переложил дрон в сумку себе, в рюкзак», — рассказал Швец.
А в тайнике возле деревни Леонтьевичи Минского района его ждет взрывчатка, которую он должен прикрепить на дрон. Теперь у Швеца было все для подготовки теракта. Дроны, взрывчатка, место приготовления. Оставалось только все собрать. И выполнить приказ из Киева.
Как Швец готовился к теракту в Мачулищах
Швец активно готовился к диверсии, собирал дрон, крепил на него взрывчатку. Все это происходило под руководством СБУ через видеосвязь смартфона. Ему говорили, как, что и куда подключать.
Все это время он живет в Чижовке, в магазинах покупает продукты, здесь же меняет валюту, а для финансовой подпитки из-за рубежа открывает банковский счет. Раньше деньги ему передавали наличкой, теперь забрасывают на карту. И все это время его ведет СБУ.
Спецслужбы Украины создадут оперативный штаб по эвакуации Швеца. Задействуют и Евгения Смирнова, сотрудника СБУ, который ранее работал в Донецком и Черкасском управлениях. Смирнов позвонит в Минск своему троюродному брату, таксисту, и попросит повозить Швеца — туда, куда тот скажет. Но водитель не сможет, а когда узнает про теракт в Мачулищах, сразу позвонит в Киев.
После этого СБУ сказала Гаспару купить машину с рук и без документов. Он выезжает на пробные полеты. Но сигнал от пульта к дрону слабый, нужен ретранслятор для усиления. Ретранслятор доставит Михаил Демин. Последние годы он жил в Украине, где и был завербован. С заданиями приезжает в Беларусь. В этот раз через такси-доставку он передает оборудование Гаспару. Тот в строительном магазине на улице Ванеева докупает необходимые компоненты — скотч, хомуты-стяжки, чтобы закрепить усилитель. СБУ торопит с исполнением диверсии. Частые выезды на одно и то же место могут привлечь внимание. Да и много людей задействовано — мало ли что.
За день до попытки подрыва на аэродроме Мачулищи к погранпереходу «Брест-Тересполь» подъедет автобус Варшава-Минск. Среди пассажиров — Алла Яцута, гражданка Украины. Для всех она едет навестить свою сестру, но на самом деле — по заданию СБУ.
В Киеве все рассчитали и место выбрали подходящее. От Столина до украинской границы — десять километров. Можно затеряться в полесских лесах и нелегально перейти рубеж. Помочь должна Яцута. Теракт запланирован на 26 февраля.
Утром в воскресенье Гаспар едет в сторону аэродрома. Машину оставит на дороге. Пешком пройдет через лес, соберет дроны, закрепит усилитель на дереве и взлетит. Все детали полета Швец отслеживает через специальные очки. Это нужно, потому что от места старта дрон невозможно контролировать, его глазами не видно. А через очки можно детально рассчитать всю траекторию полета.
По инструкции Гаспар через смартфон запустит загрузку видео в облачное хранилище, чтобы получатели в Киеве сразу все видели. Дрон со взрывчаткой подлетает к самолету, примеривается — вот крылья, вот радар — и опускается на фюзеляж. Дальше картинка оборвется.
В деле еще около 30 фамилий — это люди, которые помогали и оказывали содействие Швецу. Некоторые делали это из-за рубежа, но большая часть действовала в Беларуси. Они задержаны и дают показания. Фактически иностранные спецслужбы создали сеть из агентов, которые помогали осуществить теракт под Минском.
Всем фигурантам уголовного дела предъявлено обвинение по ч.3 ст.289 (акт терроризма, совершенный организованной группой) Уголовного кодекса Беларуси. Санкция данной статьи предусматривает наказание вплоть до смертной казни.