История деревни Буглаи в воспоминаниях жителей
«Вот я вам расскажу историю деревни Буглаи, которую слышала от своей мамы», – так начала свой рассказ в обыкновенной тонкой тетрадке Евдокия Трофимовна Мельникова.
Я, Валентина Марченко, методист Краснопольского РЦК, уже рассказывала своим читателям об оброчных обрядах-обедах, на которые в течение многих лет собирают людей в этой деревне В.И. Калинич и Н.Г. Саренкова.
Время от времени мне удаётся побывать в этом удивительном уголке Краснопольщины, встретиться с удивительными людьми, запечатлеть этот уголок в своих стихах.
А сейчас я держу в руках уникальный артефакт – старенькую тетрадь, исписанную рукой Евдокии, и с жадностью набрасываюсь на новые для меня факты истории деревни, проникаюсь мироощущением простых людей из глубинки. И, конечно, всем этим поделюсь с вами, мои читатели.
Буглаи. Почему деревню так назвали?
На этот вопрос Евдокии так никто и не смог ответить. Жителей на одном конце деревни Буглаи зовут шевелёвцы, на другом – поденковцы, есть и саранковцы…
В своё время место для поселения и проживания здесь людей оказалось удобным – лес, река. Поселенцы разрабатывали участки, освобождая их от леса, засевали земли, отводили участки для луговых трав и выпаса скота.
В лесу было много всякого зверья. А мужики в деревне были сильные и крепкие, смело вступали в схватку даже с медведями и одерживали верх.
Участки поселенцев назывались по их хозяину: Хоцков угол, Лосёв угол, Козелка, Чухнина гарь и другие. Жили люди большими семьями, по пять женатых сыновей с невестками и детьми, и все слушались отца – главу семейства…
Евдокия с любовью передаёт в своей тетрадке воспоминания её матери: «В деревне было много мастеровых людей – столяры, бондари. Женщины рукодельничали – пряли и ткали, вышивали. Девчата по две, по четыре ходили по найму прясть или ткать, там же, у нанявших их хозяев, и ночевали.
Девчата славились и работой, и своей красотой. А как они пели, танцевали! В деревне были дудари, гармонисты, балалаечники.
Люди соблюдали обычаи. Подходит Рождество – парни разучивают песнь, которой славят Рождество, делают звезду и рано утром ходят и поют. А девчата ходят петь Шчодры.
7 апреля, на Благовещенье, звали, «гукали» весну. Девчата и парни зажигали свечи, молились Богу и начинали кликать весну. А потом можно было петь весну каждый день. Со жнивными песнями проходило жниво, потом наступал цикл осенних песен.
Люди имели свои наделы, ходили работать на пана. Последним из панов был Бенедиктович, о чём помнили старые люди. Они же вспоминали, что им в своё время рассказывали, как по этим местам проходили шведы, видимо, отступающие после разгрома под Лесной».
Свой след оставила в истории Буглаёв и Великая Отечественная война.
«Во время войны немцы едва не сожгли Буглаи. В марте 1942 года рано утром в деревню приехали немцы и полицаи. Вокруг деревни поставили охрану и с одного конца деревни подожгли два дома. Хозяек из этих домов и их детей загнали в сарай, расстреляли и подожгли сарай, а мужей с завязанными руками погнали в другой конец деревни и приставили к ним охрану. Это был карательный отряд, прибывший из деревни Выдренка. К немцам якобы поступила информация, что в Буглаи наведываются партизаны. Троих мужчин и женщину немцы погнали к яме и расстреляли.
Как-то зимой в деревню пришло несколько человек, которые, по их словам, вырвались из плена и хотят установить связь с партизанами. Люди приютили пришлых. Но вскоре в деревню вновь нагрянули немцы и стали приставать с вопросом: «Где партизаны?». Они добивались ответа от людей, от старосты, проверяли гумна, но не могли ничего получить в ответ. Один из немцев подошёл к играющей в песке девочке и спросил у неё, где то гумно, где живут партизаны. Девочка и показала. Один из хоронившихся в гумне был убит, второй ранен. Немцы схватили хозяина гумна, раненого, ещё двух из пришедших в деревню, старосту и всех расстреляли. Вся деревня была в страхе и беспокойстве», – так описывает в своей тетради Евдокия моменты, навсегда оставшиеся в памяти очевидцев.
А мне хочется поделиться воспоминаниями ещё одной жительницы Буглаёв Н.Г. Саренковой, в которых она, маленькая 4-летняя девочка, стоит на подоконнике и видит, как на другой стороне улицы, напротив, горит соседская хата, в которой полицаи закрыли женщину с детьми. Такое не забывается...
«Один из детей убежал, по нему несколько раз выстрелили, потом схватили и бросили в огонь. Сожгли и мать, и детей», – вспоминает Нина Григорьевна.
Легенд и преданий в деревне Буглаи тоже можно было услышать много и самых разных.
Говорили, что видели русалок, похожих на людей. Основанием для такой легенды может быть то, что рядом с деревней протекает река.
В 1935 году, как рассказала автору рукописи её мама, случилось удивительное явление.
Евдокия рассказывает: «Вышла моя мама загонять корову часов в 12 дня. Глянула на свой огород, что за двором, – и что же она увидела там, за нашей усадьбой в поле? А показалось ей на этом поле, недалеко от реки, что-то заблестело, как будто стекло. И всё выше и выше свечение поднималось, и стало это чудо иконой Божьей матери. Её издали можно было разглядеть. И как будто по воздуху она плывёт и вся золотом горит, даже в небо лучи идут от неё. Мама глядит и глазам своим не верит. Она позвала соседского пацана, а тот другого, и мальчишки побежали.
«Чур! Моё это золото!», – закричал один из них. Подбежали пацаны и на месте остолбенели – Божья матерь вышла из земли, дошла до реки и исчезла».
Случилось чудо в жизни и самой Евдокии – и всё на том же лугу.
Была весна 1942 года. В один из дней Евдокия пошла на луг нащипать щавеля. В одном месте она почувствовала под ногой углубление. Посмотрела под ноги и увидела, что в ямочке вода, да не стоит она, а вертится, как живая. Евдокия долго наблюдала за живой водой, дивилась чуду, а, когда вернулась назад, рассказала об этом соседкам. Одна из них ей и говорит: «Это криничка. Помоги ей, возьми лопаточку и прокопай». Евдокия так и сделала. Вода забила ключом и вскоре образовала маленькое озерцо.
С тех пор Евдокия всю жизнь ухаживала за криницей, разговаривала с ней, как с человеком, молилась, пила воду и чувствовала облегчение в теле и в душе.
Ей стали следовать и другие. Криницей пользовались все: в лес идут – водички попьют, пастухи остановятся, тоже зачерпнут ключевой. Женщины деревни стали собираться возле криницы. Там они молились, делали оброчные обряды, покидая в качестве оброка рушники, платки, полоски ситца, ленты. Многие годы собирала криничка людей на Маковей.
В последние годы жизни Евдокия просила, чтобы в истории деревни не было забыто и её имя.
«Назовите криничку моим именем, – читаю я в старенькой тетрадке рукой Евдокии написанные строки. – Пусть люди водичку пьют и меня вспоминают».
Немногочисленные жители сегодняшних Буглаёв не забывают историю своей деревни, свои традиции. Прилагают они усилия и к сохранению «Дунькиной криницы». В память о Евдокии и во исполнение её просьбы они так источник и назвали.
Благодаря инициативе старейшины деревни Аллы Владимировны Калинич, жителями деревни были собраны средства на возведение и установление сруба и навеса на криничке, была облагорожена территория вокруг неё.
Не по силам только этим людям-энтузиастам проложить к кринице дорожку – силы уже не те, да и числом их мало. А поговорить с живым источником и помолиться людям хочется.
Прокладывать дорожку не к кринице, а в разные инстанции и к разным лицам в поисках помощи получается только у той же Аллы Калинич.
«Хоть бы трактор с плугами прошёл или другая какая техника, а мы тогда бы сами всё доделали», – надеется Алла Владимировна. Ждут и надеются на помощь и все жители Буглаёв.
Кажется, ждать много не придётся, ведь на дворе Год мира и СОЗИДАНИЯ! А это уже к чему-то и обязывает.
В. МАРЧЕНКО.