О поддержке бизнеса в период пандемии, цифровой трансформации банка и каким его представляют через несколько лет — интервью Виктора Ананича
Как Беларусбанк поддерживал бизнес в период разгара пандемии и какие выгоды для рядового клиента от цифровой трансформации крупнейшего банка страны? Об этом и не только в интервью бизнес-журналу «ДЕЛО» рассказал председатель правления ОАО «АСБ «Беларусбанк», заместитель Председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по экономике, бюджету и финансам Виктор Михайлович АНАНИЧ.
– Виктор Михайлович, подводя итоги с начала пандемии, а также учитывая серьёзное влияние коронавируса на мировую экономику, в том числе и на нашу страну, каких результатов удалось достичь команде одного из самых крупных банков страны? Как переживали прошлый год и какие ключевые направления можете выделить в 2021-ом?
– Наверное, прошлый год для всех был непростым. Вместе с тем, Беларусбанк работал в штатном режиме, обеспечивая устойчивое и эффективное функционирование, комплексное и качественное обслуживание клиентов.
Подтверждением успешного ведения бизнеса и укрепления позиций на рынке финансовых и банковских услуг стало признание международными финансовыми изданиями The Banker и Global Finance Беларусбанка в качестве Лучшего банка в Республике Беларусь в 2020 году. Также уже тринадцатый раз Беларусбанк является победителем на Международном фестивале-конкурсе «Выбор года» в номинации «Банк».
Основной задачей на 2021 год мы ставим сохранение финансовой эффективности, поддержание стабильного и устойчивого развития. Продолжается работа по развитию цифровых каналов продаж, разработке и внедрению инновационных решений, технологий бесконтактных платежей.
Банк по-прежнему нацелен на укрепление положительного имиджа не только на территории нашей страны, но и в зарубежных деловых кругах.
– Расскажите, насколько значимой оказалась поддержка Беларусбанка для наших промышленных гигантов, представителей частного бизнеса и физических лиц в это непростое время? Кому помощь была нужнее из клиентов?
– Очевидно, что в условиях пандемии вопрос оказания финансовой поддержки клиентам является крайне чувствительным, т.к. важно найти баланс между дополнительным финансированием и перспективами дальнейшего устойчивого развития бизнеса клиентов. В принципе, это требуется предприятиям всех сегментов и отраслей экономики.
Несмотря на складывающуюся в последнее время непростую ситуацию на денежных рынках и сохраняющийся дефицит ресурсов, банк изыскивает возможности для оказания требуемой поддержки, в первую очередь для финансирования строительства жилья, завершению ранее начатых инвестиционных проектов, а также для поддержки текущей деятельности предприятий. По-прежнему приоритетными для кредитования являются экспортоориентированные проекты.
Понимая трудности предприятий в связи с эпидемиологической ситуацией в мире, банк вникает в сложившуюся проблематику бизнеса клиентов и в обоснованных случаях принимает решения по пролонгации сроков погашения кредитных долгов.
Для обеспечения доступности кредитования для субъектов МСБ (в том числе вновь созданным) на протяжении ряда лет действует и постоянно совершенствуется линейка микрокредитов, предоставляемых на цели инвестиционной и текущей деятельности. За 6 лет реализации этой программы поддержки реализовано порядка 7 тысяч проектов малого бизнеса из различных отраслей (сельское хозяйство, деревообработка, торговля, общественное питание и т.д.), а сумма предоставленных кредитов превысила 13 млрд рублей.
– Ваш банк неоднократно отмечал активный переход на дистанционное обслуживание, многие услуги сегодня уже можно оплатить, не выходя из дома. Чего ещё ожидать рядовому клиенту от цифровой трансформации, реализуемой крупнейшим банком страны?
– Сегодня мы наблюдаем, что все больше клиентов банка выбирают и активно используют возможности дистанционного получения банковских услуг. Это заметно по увеличению числа пользователей Интернет-банкинга и М-банкинга и росту объемов операций, совершаемых в дистанционных каналах. На сегодня порядка 3,7 млн. клиентов являются пользователями Интернет- и М-банкинга, а, к примеру, объем операций, осуществленных в дистанционных каналах, в мае этого года вырос в 1,3 раза по сравнению с маем прошлого года.
Банк постоянно расширяет перечень сервисов и услуг, которые клиент может получить удаленно. Наша задача – не только обеспечить идентичность линеек продуктов и сервисов, предоставляемых offline и online, но по дистанционному направлению сформировать эксклюзивные инновационные предложения.
Например, сервис для оплаты проезда в общественном транспорте со считыванием QR-кодов через мобильное приложение TIX, разработанное в прошлом году. Этот сервис уже можно отнести к традиционным – с момента его запуска количество проданных билетов превысило 5 млн.
Еще одна инновация – оплата проезда в метро путем распознавания лица на турникете (сервис «Смотри и проходи»). Пока эта технология работает на трех станциях Минского метрополитена. В последующих планах — масштабировать проект не только для метро, но и для оплаты товаров и услуг в магазинах и на площадках массовых мероприятий.
На цифровую трансформацию банка также влияют и цифровые проекты, реализуемые государством. Внедрение ID-карт (биометрического документа, удостоверяющего личность), на которую может быть записана электронная цифровая подпись гражданина, позволит обеспечить высший уровень безопасности банковских операций, осуществляемых удаленно.
– Каждое предприятие имеет своих конкурентов. В вашей сфере вы можете выделить банки, с которыми у вас есть конкуренция? Возможно, по каким-то отдельным категориям Беларусбанк соперничает с другими банками/берет пример с коллег?
– Беларусбанк относится к системообразующим финансовым институтам нашей страны, а по параметрам – самый крупный отечественный банк. Наши офисы открыты во всех регионах республики, сформирована обширная инфраструктура устройств самообслуживания и точек продаж, а также организованы полноценные современные каналы дистанционного банковского обслуживания и коммуникации.
Слаженная работа нашей команды позволяет занимать доминирующее положение на рынке банковских услуг страны по всем ключевым направлениям – доля Беларусбанка на рынке находится в диапазоне примерно от 40 до 60 процентов. Можно сказать, что на многих рынках банк является «маркетмейкером», формирует рыночные тренды. Именно поэтому нам сложно выделить одного или нескольких конкурентов.
Тем не менее, мы постоянно мониторим ситуацию на рынке услуг, изучаем тенденции развития того или иного направления банковского бизнеса, и, конечно, тесно сотрудничаем с банковским сообществом в вопросах совершенствования финансовых технологий.
– Какие основные направления у банка сейчас в области инвестирования? Почему именно в эти направления вы вкладываетесь и насколько это важно для вас?
– В отношении долгосрочных инвестиций мы придерживаемся принципа комплексности – получение дохода и дополнение продуктовой линейки банка, развитие финансовой и социальной инфраструктуры.
В структуре холдинга – одна из крупнейших лизинговых компаний страны ООО «АСБ Лизинг», ООО «АСБ Консалт», которое оказывает широкий спектр аудиторских, консультационных, оценочных и бухгалтерских услуг. Также в состав банковского холдинга входят одна из ведущих брокерских компаний страны – УП «АСБ БРОКЕР» и лизинговый оператор в Российской Федерации ООО «АСБ РусЛизинг».
Социальная функция инвестиций банка реализуется через наши санатории – УП «АСБ Санаторий Спутник» и УП «АСБ Санаторий Солнечный», которые являются неотъемлемой частью социального пакета для наших работников и доказали свою высокую эффективность в период пандемии, предоставляя им возможность пройти специально разработанную программу реабилитации для переболевших COVID-19. Качество оздоровительных услуг, оказываемых нашими санаториями, привлекают и иностранных гостей.
В отношении дальнейшей экспансии холдинга мы сейчас находимся в процессе определения оптимальной экосистемы, максимально удовлетворяющей финансовым потребностям наших клиентов.
– Виктор Михайлович, что, на ваш взгляд, стало трендом в период пандемии в сфере банковских услуг и будут ли эти тренды сохранятся в дальнейшем?
– Одним из основных трендов в период пандемии стал рост спроса на дистанционное обслуживание, т.е. рост количества пользователей онлайн- и мобильного банкинга как среди розничных клиентов, так и предпринимателей.
Развитие этих сервисов продолжится и после пандемии. Причем акцент будет делаться на персонализацию. На основании истории взаимодействия банк посредством специальных приложений будет формировать персональные предложения и рекомендации клиентам о том, какой из имеющихся в линейке продуктов наиболее полно удовлетворит запрос клиента. «Фишка» – в скорости решения задач клиента.
Динамично растущим сегментом клиентской базы становятся миллениалы и зумеры, которые требуют особого подхода в обслуживании. Их интересуют инновационные продукты и технологии, они более финансово грамотны, более требовательны к качеству услуг и сервисов.
Однако, как показывают исследования, несмотря на активную цифровую жизнь, они хотят взаимодействия не только онлайн, но и офлайн, особенно, если дело касается крупных сделок (кредитов или инвестиций).
Поэтому традиционные офисы постепенно приобретут иной формат. Возможно, это будет что-то наподобие лаунж-зон с точками консультирования по самой разнообразной финансовой тематике и зонами самообслуживания, возможно, организуем мини-кафе или что-то иное, креативное и интересное для посетителей.
– С каждым годом банковских мошенников становится все больше и больше, как с этим справляетесь? Какие меры принимаете, чтобы обезопасить ваших клиентов?
– Явление кибермошенничества стало неотъемлемой частью стремительного развития цифровых технологий в сфере финансов. Безусловно, это заставляет активно развиваться технологиям по предупреждению киберрисков.
В рамках такой защиты мы ввели дополнительный способ аутентификации владельца карточки для подтверждения операций переводов на карточки банков-нерезидентов в системе Интернет-банкинг и инфокиосках банка. Посредством систем Интернет-банкинг и М-банкинг клиенты могут управлять персональными лимитами по операциям, совершаемым при использовании карточек банка. С целью оперативного получения информации об операциях, осуществляемых с использованием карточки, мы предлагаем и рекомендуем подключить услугу СМС-оповещения о расходных операциях.
К сожалению, исключить мошенничество, связанное с использованием карточек и средств удаленного доступа к счетам, только усилиями банка не получится. Каждый владелец карточки должен быть внимателен и аккуратен со своими финансами.
– Очень актуальный вопрос во все времена – кредитование жилья: какие процентные ставки сейчас и чего ожидать в ближайшем будущем белорусам, которые хотят приобрести жилье?
– Беларусбанк традиционно воспринимается как основной участник реализации государственной жилищной программы. Конечно, эта функция в дальнейшем сохранится, но, возможно, с использованием более современных схем кредитования.
Так, несколько лет назад был принят Указ Президента РБ №240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений», который не только изменил подходы к льготированию кредитов, предоставляемых гражданам, но и расширил круг банков-кредиторов. То есть, ипотечные кредиты стали более доступны.
Еще одна интересная схема решения жилищной проблемы – государственная система строительных сбережений, основные принципы которой уже зафиксированы в законодательстве.
Тем не менее, параллельно с государственными программами Беларусбанк развивает ипотечное кредитование в рамках самостоятельных программ. Первой такой программой стала собственная система стройсбережений банка, она действует и сейчас.
Из современных программ в первую очередь отмечу популярную программу «Ипотека с нами», партнерами которой стали порядка 30 предприятий-застройщиков.
Еще один кредитный продукт, который вышел на рынок в феврале этого года, – «Ипотека Экспресс». Его эксклюзивность – в удобстве сервиса, ведь банк принимает решение по заявке на кредит не позднее следующего рабочего дня после регистрации заявления. Востребованность продукта подтверждается тем, что с момента выхода продукта заключено более 1300 кредитных договоров с объемом кредитов порядка 50 млн. рублей.
– Каким вы видите Беларусбанк в будущем (к примеру, через 10 лет)? Возможно, сейчас нам что-то кажется нереальным, а через пару лет – это будет уже обыденным.
– Вы знаете, вопрос о нереальности какой-либо технологии, наверное, был бы интригующей темой еще какой-то десяток лет назад. Но сегодня, с учетом скорости развития цифровых технологий, любая идея, кажущаяся сегодня совершенно фантастической, через год-два становится обычным элементом нашей жизни.
Беларусбанк будущего – это, прежде всего, цифровая экосистема, которая будет предлагать как финансовые, так и нефинансовые продукты и услуги по принципу «одного окна».
Конечно, для построения и функционирования такой сложной системы требуется огромный интеллектуальный потенциал, серьезные инвестиционные вложения и, безусловно, сплоченная и работоспособная команда единомышленников. В Беларусбанке это есть.
Но в любом случае, каким бы ни был банк через 5 или 10 лет, он станется надежным другом, партнером и финансовым консультантом для своих настоящих и будущих клиентов.