История Всебелорусского народного собрания
Всебелорусское народное собрание – народный форум, во время которого обсуждаются основные вопросы развития белорусского государства. Это демократический институт активизации общественного мнения и одна из важнейших форм народовластия в Республике Беларусь.
«Всебелорусское народное собрание – это оптимальное сочетание исторического опыта и современных принципов народовластия. Истоки этой формы идут из глубины столетий. Со времен славянского народного веча, когда всем миром, гласно и открыто, решались важнейшие государственные проблемы. В нашей современной политической жизни принцип прямого, открытого, честного разговора с людьми является для белорусских властей основополагающим», – отмечал Президент Беларуси Александр Лукашенко.
Всебелорусское народное собрание как институт общественно-политической жизни стал действовать в Беларуси со второй половины 1990-х годов по инициативе Президента Александра Лукашенко. Собрания проводятся в полном соответствии с действующей Конституцией, статья 3 которой гласит: «Единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ». Конституция гарантирует белорусским гражданам право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей. Такая форма народовластия органично вписывается в политическую систему белорусского государства, так как главное предназначение собраний – определение основных направлений и параметров развития государства, выработка плана социально-экономического развития страны на предстоящий пятилетний срок.
Стремясь наиболее полно обеспечить участие самых широких слоев белорусского народа в обсуждении волнующих общество проблем и принимаемых высшим руководством страны решений, глава государства 29 августа 1996 года издал указ №341 «О созыве Всебелорусского народного собрания». В соответствии с указом были созданы республиканские и местные организационные комитеты по подготовке и проведению Всебелорусского народного собрания.
Законом от 12 июля 2000 года «О республиканских и местных собраниях» определен порядок инициирования, созыва, проведения, а также компетенция республиканских и местных собраний в Республике Беларусь. Так, республиканское собрание может созываться по мере необходимости Президентом Республики Беларусь для обсуждения важных вопросов государственной и общественной жизни и проектов соответствующих решений. Нормы представительства и порядок избрания уполномоченных для участия в республиканском собрании, а также состав организационного комитета по подготовке и проведению республиканского собрания устанавливаются Президентом Республики Беларусь.
Участники республиканского собрания избираются трудовыми коллективами, гражданами на собраниях по месту жительства, учебы или службы, высшими органами политических партий, профессиональных союзов, религиозных организаций, других общественных объединений, представляющими все административно-территориальные единицы Республики Беларусь.
В работе республиканского собрания имеют право участвовать Президент Республики Беларусь, премьер-министр, члены правительства, депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, председатели Конституционного, Верховного и Высшего хозяйственного судов, председатель Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, генеральный прокурор, председатель правления Национального банка, представители республиканских органов государственного управления, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, объединений и организаций, подчиненных правительству, органов территориального общественного самоуправления, политических партий, профессиональных союзов, религиозных организаций, других общественных объединений. На республиканское собрание могут приглашаться сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений в Республике Беларусь, представители белорусских диаспор в других государствах, представители международных организаций в Республике Беларусь.
Решения республиканского собрания принимаются открытым голосованием простым большинством голосов его участников и оформляются резолюцией собрания, которая в трехдневный срок направляется Президенту. Глава государства рассматривает резолюцию и по вопросам, входящим непосредственно в его компетенцию, принимает решение. По вопросам, относящимся к компетенции соответствующих государственных органов, Администрация Президента Республики Беларусь направляет в эти органы резолюцию республиканского собрания для рассмотрения и принятия по ней решения. Решение по резолюции республиканского собрания должно быть принято в трехмесячный срок со дня ее поступления в Администрацию Президента.
I ВСЕБЕЛОРУССКОЕ НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
I Всебелорусское народное собрание состоялось 19-20 октября 1996 года в Минске. В этот период перед республикой, выходившей из кризиса начала 90-х годов, стояли серьезные задачи. Нужно было остановить инфляцию, сократить дефицит госбюджета, не погрязнуть в долгах. Все ключевые проблемы, с которыми сталкивалась страна, были вынесены на обсуждение делегатов первого всебелорусского форума.
На собрании присутствовали около 5 тыс. делегатов, что обеспечило представительство всех регионов страны, наиболее крупных трудовых коллективов; среди делегатов насчитывалось 993 депутата Советов разных уровней, из них 120 депутатов Верховного Совета.
На собрании с докладом «Только народ вправе решать свою судьбу» выступил Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. В обсуждении доклада приняли участие 24 делегата. Выступающие анализировали состояние экономики, вносили предложения по ее совершенствованию, предлагали изменения и дополнения в отдельные статьи и разделы новой редакции Конституции страны. В заключительном слове Президент ответил на многочисленные вопросы и предложения делегатов.
Собрание приняло первую в истории суверенной Беларуси программу социально-экономического развития республики на пятилетку. В документе были определены три приоритета в развитии страны – экспорт, жилье, продовольствие. Экспортный сектор призван был обеспечить экономику необходимой для поддержания и развития валютой. Строительство жилья рассматривалось не только как забота о нуждающихся, но и как мощная отрасль народного хозяйства, которая сама способна была стать одним из основных локомотивов вывода экономики из кризиса. Поддержка сельского хозяйства обеспечивала продовольственную безопасность страны с одной стороны, с другой – экспорт сельскохозяйственной продукции являлся важной статьей валютных поступлений.
Собрание одобрило в целом основные направления эволюционного пути социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы и предложенные Президентом изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь 1994 года.
II ВСЕБЕЛОРУССКОЕ НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
II Всебелорусское народное собрание прошло 18-19 мая 2001 года в Минске. К этому времени в жизни республики произошли существенные перемены. На двух референдумах белорусский народ определил конституционное устройство страны, решил языковые проблемы, утвердил государственные символы. Была создана эффективно действующая система государственного управления. Удалось остановить галопирующую инфляцию, сократился дефицит государственного бюджета. Валовой внутренний продукт за пятилетку увеличился на 36%, продукция промышленности на 65%, инвестиции в основной капитал – на 26%. Ежегодно вводилось в строй более 3,5 млн кв.м жилья. Была обеспечена продовольственная безопасность страны. Экспорт увеличился с $5 млрд в 1995 году до $8 млрд в 2000 году. Кроме того, в 2000 году был превышен уровень самого эффективного в плане экономических показателей советской эпохи докризисного 1990 года. Объем производства промышленности, потребительских товаров, реальные денежные доходы населения и другие показатели были лучшими среди стран СНГ и значительно превышали те, что были намечены на первом собрании.
В работе II Всебелорусского народного собрания приняли участие 2,5 тыс. человек. Во вступительном слове Президент Беларуси Александр Лукашенко определил основную задачу форума – обсудить наказы граждан страны, рассмотреть проблемы местного и общегосударственного масштаба, прийти к консолидированному мнению о путях развития страны на ближайшую перспективу. Президент в своем докладе «За сильную и процветающую Беларусь» подвел итоги 5-летнего периода развития республики.
Исходя из достигнутого, II Всебелорусское народное собрание приняло программу развития страны на 2001—2005 годы, по существу, белорусскую модель экономического развития. Особое внимание в ней вновь было уделено решению жилищной проблемы, обеспечению продовольственной безопасности, увеличению экспортного потенциала Беларуси. Еще одним новым приоритетом стало здравоохранение. Президент Беларуси поставил задачу создать по стране современные исследовательские центры и укрепить материально-техническую базу медицины.
Программа социально-экономического развития Беларуси на 2001—2005 годы (Документ Microsoft Word/949.5 KB)
В резолюции, принятой делегатами II Всебелорусского народного собрания, выражена поддержка основных положений Программы социально-экономического развития Беларуси на период до 2005 года.
III ВСЕБЕЛОРУССКОЕ НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
III Всебелорусское народное собрание состоялось 2-3 марта 2006 года в Минске. На форум прибыли 2,5 тыс. делегатов. В его работе также приняли участие почетные гости, общественно-политические деятели России и Украины, представители белорусской диаспоры за рубежом, главы аккредитованных в стране дипломатических миссий.
На собрание было вынесено два основных вопроса: подведение итогов реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 и проект аналогичной программы на новую пятилетку.
В докладе «Государство для народа» Президент Александр Лукашенко подвел итоги развития страны за прошедшие пять лет, изложил перспективы на предстоящую пятилетку и обозначил приоритетные задачи, реализация которых позволит придать новый импульс социально-экономическому развитию республики, значительно повысить жизненный уровень населения страны.
Глава белорусского государства отметил, что страна выполнила важнейшие пункты Программы социально-экономического развития республики на 2001—2005 годы. Все, о чем договаривались на II Всебелорусском народном собрании, было реализовано и воплощено в жизнь. Валовой внутренний продукт за период с 2001 по 2005 вырос больше чем на 43%. Объем промышленного производства потребительских товаров был увеличен в 1,5 раза. За пять лет капитальные вложения и инвестиции, направляемые в сельское хозяйство, увеличились почти в 4 раза, промышленность – в 2 раза, транспорт – в 2 раза, жилищное строительство – почти в 1,5 раза. Значительно повысился жизненный уровень населения республики. Изменилась к лучшему структура потребительских расходов. Доля расходов на покупку продуктов питания в общем объеме потребительских расходов семьи снизилась за пять лет с 60% до 45%. Это означает, что люди получили возможность направлять большую часть заработанных денег на строительство жилья, покупку дорогостоящих бытовых приборов, автомобилей, техники, отдых, развлечения и другие нужды. Беларусь оказалась единственной из бывших республик Советского Союза, которая не допустила снижения качества здравоохранения. Объем предоставляемых медицинских услуг в этот период в расчете на 1000 жителей в республике был на 30% выше, чем в Украине, и на 20% выше, чем в России. Было подчеркнуто, что Беларусь выработала собственную модель развития, основанную на традициях, взвешенных и продуманных преобразованиях, без обвальной приватизации и шоковой терапии, с сохранением всего лучшего, что республика имела в экономике.
Программа социально-экономического развития Беларуси на 2006—2010 годыДелегаты в своих выступлениях дополнили доклад Президента, поддержали курс развития государства, внесли предложения по решению имеющихся проблем. Всебелорусское народное собрание приняло Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы под девизом «Государство для народа». Ее особенность – существенное повышение качества жизни на основе принципа «Все для народа, все во имя народа» путем инновационной направленности промышленной политики, возрождения и развития села, развития рыночной инфраструктуры, институтов предпринимательства, оптимального сочетания механизмов государственного и рыночного регулирования, совершенствования системы налогообложения, а также духовно-культурного развития общества.
IV ВСЕБЕЛОРУССКОЕ НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
IV Всебелорусское народное собрание прошло в Минске 6-7 декабря 2010 года. Делегатами форума стали 2,5 тыс. человек. Среди них – представители всех слоев белорусского общества: депутаты Национального собрания Беларуси, руководители республиканских и местных органов госуправления, промышленники, энергетики, представители АПК и лесного хозяйства. Участие в форуме приняли также работники строительной отрасли, ЖКХ, транспорта, связи, торговли, культуры, спорта, здравоохранения, СМИ, науки, образования, силовых структур, бизнеса, финансовых и банковских структур, учащаяся молодежь, ветеранские и другие общественные объединения, зарубежные гости.
Делегаты собрания одобрили основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы, что закреплено в принятой ими резолюции, а также поддержали предложенную руководством страны главную цель, которая заключается в росте благосостояния и улучшении условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Ключевой задачей пятилетия было определено создание в Беларуси принципиально новых производств, предприятий и отраслей, выпускающих экспортно ориентированную, высокотехнологичную продукцию, формирование нового облика белорусской экономики. При этом решение вопросов энергетической безопасности и сбалансированности внешней торговли рассматривается как важнейшая задача, обеспечивающая независимость страны, ее последовательное развитие, повышение благосостояния граждан.
Программа социально-экономического развития Беларуси на 2011—2015 годы
Делегаты признали, что реализация Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы и своевременно принятые меры по противодействию негативному влиянию мирового финансово-экономического кризиса обеспечили рост национальной экономики, повышение уровня и качества жизни людей. «Показатели программы в основном выполнены. Валовой внутренний продукт вырос более чем на 40% при снижении энергоемкости ВВП на четверть. Инвестиции в основной капитал увеличились более чем в 2 раза, реальные денежные доходы населения – на 75%. В целом за первое десятилетие XXI века объем ВВП страны удвоен», – отмечается в документе.
V ВСЕБЕЛОРУССКОЕ НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
V Всебелорусское народное собрание состоялось 22-23 июня 2016 года. Делегатами форума стали 2,5 тыс. человек.
Участие в форуме традиционно принял Президент Беларуси Александр Лукашенко. Он отметил, что Всебелорусское народное собрание дает возможность вдумчиво подвести итоги прошлого и выработать стратегию будущего. Глава государства подчеркнул, что этот съезд – это не формальное парадное мероприятие и не дань ритуалу, а проверенная временем живая связь власти с народом. Говоря о планах на пятилетие, Президент заявил, что Программа социально-экономического развития Беларуси на 2016—2020 годы устремлена в будущее и предполагает конкретные действия: «В ней мы твердо сохраняем преемственность нашего курса и базовые основы белорусской модели. Мы категорические противники радикализма, шока и ломки всего и вся. Государство для народа, справедливость, защита простого человека – это то, на чем стояла и стоять будет белорусская государственность», – заявил белорусский лидер.
В принятой по итогам собрания резолюции отмечается, что реализация Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы обеспечила в стране сохранение политической стабильности, устойчивости экономики и социальной защиты населения. По индексу человеческого развития Республика Беларусь среди 188 стран мирового сообщества переместилась с 68-го места в 2000 году на 50-е место и вошла в группу стран с высоким уровнем человеческого развития. За пятилетку повысились размеры социальных гарантий и доходов населения, что позволило снизить долю малообеспеченных. Существенно улучшилась демография. Валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности вырос с $15,4 тыс. в 2010 году до $17,7 тыс. в 2015 году.
Собрание одобрило основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016—2020 годы. Делегаты поддержали предложенную руководством страны главную цель, которая заключается в повышении качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций и инновационного развития. Важным вектором внешнеэкономической деятельности было определено восстановление присутствия на традиционных рынках, рост экспорта в Европейский союз, освоение новых рынков. В пятой пятилетке было запланировано заложить фундамент новой экономики, экономики знаний и услуг. При этом решено сохранить все действующие меры поддержки молодой семьи, включая льготное жилищное строительство. Основной приоритет молодежной политики остался неизменным – воспитание в молодом поколении преданности независимой Беларуси и любви к родной земле.
Во время собрания от делегатов поступило порядка 150 конкретных предложений. Они касались раскрепощения деловой инициативы, кредитов для реального сектора экономики, закрепления молодых кадров, увеличения туристического потока и многого другого. Также при доработке проекта Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016—2020 годы правительству рекомендовано учесть замечания и предложения, которые высказали Президент и делегаты Всебелорусского народного собрания.