Размышления у подъезда
К сожалению, грязный подъезд в многоквартирных домах – не редкость. Кто-то из жильцов не обращает на это внимание, а некоторые даже являются авторами этого подъездного «беспредела». Но ведь большинству хочется выходить из квартиры в чистое парадное и возвращаться к себе домой, уверенно и с удовольствием минуя лестничные пролеты и площадки, а не с опаской обходя кучи мусора и пустые бутылки.
На встречах представителей местных властей c населением г.п. Краснополье жителями поднимались вопросы о качестве уборки мест общего пользования в многоквартирных домах, о том, кто и как должен убирать подъезды.
По поручению председателя районного Совета депутатов А.А. Гоман мы стали разбираться, что входит в обязанности коммунальников, с какой периодичностью они должны убирать подъезды и как быть, если их работа оставляет желать лучшего? А заодно приглашаем всех заинтересованных поразмышлять, кто обязан поддерживать чистоту: работники УПКП «Жилкоммунхоз», сами жильцы или это все же дело общее?
Кто должен убирать подъезды?
До 2016 года уборка подъездов была составной частью услуги по техническому обслуживанию дома. После вступления в силу Указа от 31 декабря 2015 года № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг» она вошла в перечень основных жилищно-коммунальных услуг, имеющий всего лишь рекомендательный характер.
Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 12 июня 2020 г. № 7 «О работах по санитарному содержанию вспомогательных помещений многоквартирного жилого дома» утвержден перечень работ по санитарному содержанию вспомогательных помещений многоквартирного жилого дома и установлена минимальная периодичность их выполнения.
Итак, как часто ДОЛЖНЫ убирать в подъезде?
- Сухая уборка от мусора жилых домов без лифтов – не менее 1 раза в неделю.
- Мойка подъезда жилых домов без лифтов – не менее 2 раз в месяц.
- Влажная протирка стен, дверей, плафонов, отопительных приборов, обметание пыли с потолков – 1 раз в год.
- Уборка подвала, технического подполья, чердака, технического этажа и других технических помещений – не менее 1 раза в год.
- Мойка окон – 1 раз в год.
- Очистка доски объявлений – 1 раз в неделю.
- Дезинфекция, дезинсекция (уничтожение насекомых), дератизация (уничтожение грызунов) – по мере необходимости.
Что делать, если в подъезде не убирают или работа коммунальной службы оставляет желать лучшего?
(Кстати, ответы на эти вопросы и массу полезной информации можно найти на официальном портале коммунальной грамотности https://gkx.by/. – Прим. автора).
Попробуем разобраться, как отследить сам факт уборки подъезда. В каждом подъезде для этого должен быть размещен график, где работник после выполнения своих обязанностей делает соответствующую отметку в присутствии как минимум одного совершеннолетнего жильца, после чего тот ставит свою подпись. Возможен и другой вариант, когда работник после произведенной уборки звонит в одну из квартир, чтобы приняли его работу, представляя при этом «Акт приемки выполненных работ по санитарной уборке мест общего пользования». Также факт уборки должен быть зафиксирован мастером.
Если же подъезд не убирается, нужно направить претензию в любой форме в обслуживающую организацию, специалист которой должен непосредственно на месте, в подъезде, зафиксировать факт невыполнения уборки или некачественно оказанной услуги путем составления претензионного акта и вручить один экземпляр потребителю. На основании этого акта, предоставленного в УПКП «Жилкоммунхоз», должен быть произведен перерасчет платы за неоказанную услугу.
Новшество! Согласно Закону от 18.12.2019 года № 280-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг»», вступившем в силу 29.06.2020 г., были внесены изменения в порядок перерасчета платы за жилищно-коммунальные услуги, в которых наравне с такими основаниями, как претензионный акт и судебное постановление, появляется акт о неподтверждении объемов и качества жилищно-коммунальных услуг, составляемый местным исполкомом, уполномоченным лицом, организацией собственников.
Жильцы имеют право вовсе отказаться от уборки подъезда.
Для этого нужно провести собрание, в протоколе которого будет принято единогласное решение об отказе от услуги, переходе обязанности по содержанию подъезда в надлежащем состоянии на себя с установленным графиком и периодичностью уборки, отнести этот документ в УПКП «Жилкоммунхоз». Стоит отметить, что отказаться можно не от всех услуг. Так, дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию проводить самостоятельно нельзя.
А теперь поразмышляем…
По данным УПКП «Жилкоммунхоз», за предприятием сегодня закреплена уборка подъездов в 69 многоквартирных домах. Уборку вспомогательных помещений жилых домов осуществляют рабочие УПКП, численностью 7 работников. Стоимость их услуг по перечню составляет 0,55 руб. с человека в месяц.
Бесспорно, чистыми и уютными хотелось бы видеть все подъезды краснопольских домов-многоквартирников, но на деле коммунальникам оправдать ожидания их жильцов и уложиться при этом в сумму, определенную тарифом на санитарное содержание вспомогательных помещений, затруднительно.
В такой ситуации и рождается основная масса претензий к работникам «Жилкоммунхоза», которые выражаются не только в экстренных обращениях в круглосуточную Единую диспетчерскую службу по короткому номеру 115 или на само предприятие, но и, можно сказать, во вредительстве, когда срываются объявления о графиках уборки или в подъезде с завидной регулярностью обнаруживаются пустые пивные бутылки, окурки, горы строительного и не только мусора, надписи на стенах.
Не секрет, что нерадивые хозяева были везде и всегда. Каким бы прилежным и аккуратным ни был подъезд, всегда найдётся отличившийся своей нечистоплотностью. Но ведь в каждом доме живут и уважаемые, добропорядочные люди, и нам всем под силу ради наших детей, ради нашего человеческого достоинства содержать свои подъезды, площадки и лестницы чистыми, незамусоренными. И здесь очень важно услышать и понять друг друга, пойти навстречу для решения общих проблем. И если есть желание хоть у одного жителя поучаствовать в наведении порядка в собственном подъезде, то коммунальникам не стоит его игнорировать, а необходимо реализовывать и потом использовать как рекламу добрых дел. Давайте же не копить грязь, а если уж так получилось, что насорили, так давайте сами же и уберем или заставим сделать это подъездных шкодников. Пусть нам в этом поможет наша совесть и порядочность. И тогда проблема уж точно решится. А как вы думаете?
Наталья Козик.