Легенды о святыне: кто действительно построил церковь Святого Дмитрия

Жемчужина Краснопольщины и шедевр ретроспективно-­русского стиля – церковь Святого Дмитрия Ростовского хоть и не отличается величием, она прекрасна своей легкостью и изяществом.

Легенду о том, что храм был построен на средства помещицы Марии Барановской в 1905 году, без единого гвоздя и по проекту придворного архитектора Петра I – Франческо Растрелли знает каждый, но так ли это на самом деле?

фото из архива

Развеять эти мифы берется наш земляк, историк и меценат, которому не безразлична судьба его малой родины Владимир Кузьменков.

«Рассказ о больной барыне, построившей храм в Выдренке при жесткой регламентации процесса сакрального зодчества, – неуместен»

«В начале ХХ века в Краснопольском районе к третьему благочинному округу Чериковского уезда Могилевской епархии относились Выдренская, Горезинская, Горская, Деряжинская, Кляпинская, Краснопольская, Мхиничская, Ново­Ельнянская, Осовская, Палужская, Папоротская, Соболевская церковь.

Мы можем предположить, что подавляющее большинство из них было построено в 60­70 годы ХІХ века, когда проходил процесс «торжества православия» после подавления «польского мятежа 1863­1864 гг». Это был период масштабного строительства и восстановления православных храмов.

Святейший Синод предписывал:

«Для удовлетворения нужд православных прихожан строить небольшие, но приличные церковные здания, где можно было бы с удобством совершать богослужения и проповедовать слово Божие. Вместе с тем, при строительстве обращали внимание на то, чтобы храмы по внешнему, так и внутреннему облику были похожи на российские, поскольку местная архитектура православных церквей выдержала на себе мощнейшее влияние католического, униатского, и частично протестантского храмового зодчества. В 1897 году Святейший Синод издал специальную инструкцию «По составлению проектов и смет на строительные работы, на которые испрашивается ассигнование сумм из средств Святейшего Синода».

В этом документе был прописан алгоритм каждого шага деятельности застройщиков: согласование вопроса с губернским руководством, с епархиальным начальством, предоставление генплана земельного участка с точным местом застройки и нивелировки участка и пр.», – утверждает историк.

Может все­-таки Мария Барановская выступила спонсором строительства?

– В «Могилевских епархиальных ведомостях» и «Памятных книжках Могилевской губернии» отмечено:

«Из казны в 1895 и 1896 годах в пособие местным средствам была выделена сумма в размере 111000 рублей и 19 копеек, за счет которой производилась застройка 10 новых церквей и капитальный ремонт в старых… Постройка новых церквей производилась в деревнях Деражня и Выдренка, Чериковского уезда, в селе Жуков, Мстиславского уезда, местечке Студенец, Чериковского уезда, местечке Черее, Сенненкого уезда, селе Бастеновичи, Чериковского уезда, местечке Белынковичи, Климовичского уезда… Работы в первых 5 церквях в отчетном 1899 году совершенно закончены и церкви освящены».

Как видим, среди обозначенных и наш храм. Здесь даже можно просчитать сметную стоимость – 9­10 тысяч рублей. Такой же, но каменный храм, обошелся бы в сумму около 25 тысяч рублей.

Сумму на лес выделила барыня?

– Увы, на строительство церквей лес отпускался «из казенных дач безденежно», то есть даром.

Получается, что Барановские вовсе не принимали участия в строительстве храма?

– Так сказать нельзя. Сохранились сведения о том, что архиепископы Михаил и сменивший его Стефан благодарили прихожан церквей даже за малую жертву. Так, есть запись о том, что 7 февраля 1910 года владельцу имения Выдренка, тайному советнику Егору Ивановичу Барановскому было преподано Архипастырское благословение за устройство в Выдренской церкви хоров для певчих стоимостью 120 рублей, а жительнице местечка Краснополье Александре Хайновской за пожертвование на украшение той же церкви 50 рублей. Более барин и барыня Барановские в помощи храму не упомянуты. К слову, жертвования прихожан были и повнушительнее. Еще в июле 1900 года была объявлена благодарность Епархиального начальства жителям села Выдренка Павлу Эйхельман и Анне Фроловой, а также крестьянам того же села и деревни Дубровка за разные пожертвования их в свою приходскую церковь на сумму 239 рублей 70 копеек.

Есть нестыковка: год основания храма считается 1905

«В этом и кроется самая главная неточность. К сожалению, это заблуждение. Кроме того, что выше мы уже приводили точный год сдачи этого объекта – это 1899, есть еще и другие документальные подтверждения.

Так, доподлинно сохранилась запись:

«С апреля 1900 года в Выдренке официально открыт новый приход, требуется священник с жалованием в 333 рубля. В пользование ему будет предоставлена церковная земля в 36 десятин, временно поживет в доме местного землевладельца, а прихожан у него будет 1189 обоего пола». Уже 26 мая 1900 года старший учитель Кричевской второклассной церковно­-учительской школы, студент Могилевской духовной семинарии Иван Керножицкий назначен на священническое место в Выдренской церкви, Чериковского уезда.18 июня 1900 года на богослужении и литургии в Братском монастыре Иван Керножицкий был положен в сан священника», – уточняет Владимир.

Развенчаете миф о том, что Растрелли, построивший Зимний дворец, был архитектором нашего храма?

– Не хотелось бы никого разочаровывать, но это тоже очевидно. Не требуется сегодня многословных доказательств по этому поводу, стоит только посмотреть основные его здания гражданской архитектуры, а также сакральной архитектуры, например церковь Андрея Первозванного в Киеве, Смольный собор в Петербурге. По воспоминанию современников, Растрелли вел большинство крупных строительных проектов, которые хорошо финансировались царской властью. Не говоря уже об архитектурных стилях: барокко и классицизм. Поставьте рядом наш сельский приходской храм и все вопросы исчезнут. У нашего храма есть архитектор – Петр Камбуров. В Строительном уставе Российской империи 1865 года отмечено, что именно он в это время служил Могилевским епархиальным архитектором.

Еще часто вижу, что в интернете мелькает стиль барокко, как основной архитектурный стиль храма. На самом деле, делая скрупулезный анализ каждой детали строения, следует принять на стопроцентную веру, что храм в Выдренке – шедевр ретроспективного русского стиля.

Скажите еще, что и гвозди были?

фото из архива

– Конечно же были и есть в «обшивке» так называемой, а вот в срубе, скорее всего, нет. Просто принимать за чистую монету это выражение не стоит, и уж тем более наделять такой объект магической силой тоже.

«Без единого гвоздя» – это один из распространенных речевых оборотов, используемый, чтобы подчеркнуть мастерство в строительном деле. Но у этого оборота есть и другое значение – обойтись малыми средствами, тем, что есть. Даже те, кто нисколько не интересуется архитектурой, наслышаны о церквях, построенных без единого гвоздя. Это настоящие шедевры архитектуры. Но ведь самая обычная деревянная изба – тот же шедевр, просто меньшего размера. Срубить избу был способен не каждый плотник – лишь очень хороший и опытный. Деревянный дом должен быть построен без гвоздей. Почти до середины прошлого столетия этот принцип строительства рубленых домов был основным. Плотники рубили срубы только с помощью топора, так «рубили» избы, бани, часовни, церквушки. Все, от пола до крыши, возводилось без дополнительных крепежных элементов. Как это ни странно, но гвоздь способен разрушить сруб до основания.

От автора

Верить ли нам в сказки? В детстве нас не спрашивали об этом. Все мы верили в существование сказочных героев, и это было здорово! А теперь, когда мы выросли, нам уже предлагают сказки для взрослых – легенды. Верить или не верить в эти истории каждый решает сам. Факты, на которых основана легенда прорываются к нам из глубины веков, но где гарантия того, что эта информация не претерпела искажение, что все, о чем говорит легенда есть сущая правда?

Ольга Басаримова. Фото из открытых источников.

Поделиться с друзьями
97 просмотров