Жизненные уроки от Тамары Шалавинской: как воспитать настоящих мужчин
В преддверии прекрасного праздника Дня матери мы решили пообщаться с одной из представительниц самой важной и сложной «профессии» для каждого из нас – мамой. Наша героиня Тамара Шалавинская. Она воспитала двоих сыновей – достойных краснопольчан, защитников ее и родной Беларуси. Но обо всем по порядку…
Все мы родом из детства
Тамара Степановна уроженка деревни Гиров Речицкого района. Родилась в семье педагога и водителя. Свое детство вспоминает, как самое счастливое время: «Родители нас с братом воспитывали в любви. Мама, как педагог, могла, конечно, поругать за отметки или же за взбалмошное поведение, а отец никогда. Мы всегда искали в нем поддержку и защиту. Эту модель поведения с детьми я у него и переняла. Не припомню, чтобы я кричала на своих детей, внуков. Или же мне просто повезло? Но особых проблем они не доставляли».
Маршрут Речица-Краснополье – построен
«Поступать я решила в Минск, в университет культуры. В тот год он еще только открывался. Помню, что студентами мы оставались после занятий, чтобы навести порядок в аудиториях после строительных работ. Выбрала библиотечный факультет, потому что очень любила книги. Читала много и абсолютно все, что попадалось мне в руки. Распределения в родную Гомельскую область не было, выбрала поближе к дому – Краснополье.
Помню, едем мы с мамой сюда, а за окном только лес и мелькает. Мама в ужасе говорит: «Здесь кроме леса есть хоть что-нибудь еще?». Я никаких планов по поводу Краснопольщины не строила, была уверена, что, отработав два положенных года уеду на родину. Но жизнь – очень интересная вещь, оказалось, что осталась я здесь навсегда, и именно эта земля стала для меня второй малой родиной. В Краснополье меня ждало место библиографа в районной библиотеке. В то время в здании было печное отопление, не было воды, но нас радовало большое количество читателей. От школьников до именитых учителей. Искали в наших залах и находили самую редкую литературу. Чего найти не могли – заказывали из областной библиотеки. В общем, очень интересно работалось», – вспоминает собеседница.
Минуя нас, судьба вершит дела
Тамара Степановна рассказывает с улыбкой: «Отработала я год и дождалась своего первого отпуска. Перед ним, как водится, сходила на дискотеку. Случайно познакомилась с парнем Сергеем. Он тоже не местный, приехал из Украины к родственникам. Потом уехала отдыхать. Как только вернулась, то с подружками снова пошли в клуб, а там снова он. Стали дружить, так и стал он моей судьбой».
«Первый ребенок: не знаю, что с ним делать – унесите…»
«Сегодня, наверное, смело и откровенно звучит, но думаю, что многие молодые мамы сталкиваются с такими ощущениями. Считаю, что об этом стоит говорить и ничего страшного нет в том, что в первые минуты, дни, месяцы, ты не до конца осознал всю свою ответственность перед ребенком и не до конца понял, какое место теперь он занимает в твоей жизни.
Помню, когда родился мой старший сын Игорь и его принесли мне, то вначале я не ощущала такой уж вселенской любви. Не понимала, что он для меня теперь – вся жизнь. Но это ощущение очень скоро пришло…
Случились проблемы с кормлением – у нас был резус-конфликт, такая же проблема была еще у одной роженицы, у нее была девочка. Нам врачи предложили кормить детей друг друга – мы согласились, ведь грудное молоко очень важно для иммунитета ребенка. В те минуты, когда кормила чужую девочку, ясно понимала, что делаю что-то важное и нужное для такого маленького человечка, за своего было еще обиднее, что сама не могу накормить, дать сил. Тогда и поняла эту бесконечную любовь и связь», – делится личным героиня.
Второй сын – опытная мама
«С младшим сыном Андреем все было иначе. Я уже была не так наивна и знала, что ожидать от материнства. Разница у детей пять лет, росли они дружными и в любви. Когда родился Андрюша, мой муж Сергей вместе с сыном Игорем пришли к роддому посмотреть на него. Первое впечатление Игоря от младшего брата было не самое лучшее, но, потом братья стали неразлучны – и в детстве, и сейчас поддерживают друг друга во всем.
Случается, что рассказывают мне какие-то свои истории, о которых я даже не подозревала.
К примеру, Игорь говорит: «А знаешь, мама, как я Андрея плавать научил? Бросил в озеро – пусть плывет, но ты не волнуйся, там неглубоко было». Как мама может не волноваться? Мы с обоими делали уроки, прошли все поступления. Я так же, как и моя мама в свое время, возила каждого на первое их место работы.
К слову, с работой случилось у меня такое дежавю. Игоря отправили после института на отработку в какую-то Богом забытую деревушку, в колхоз. Там ему дали частный дом, живи, мол, молодой человек, и ни в чем себе не отказывай. Я ехала туда с ним и думала, когда лес то закончится? Но ему и слова не сказала, а когда год отработки прошел, то его призвали в армию, вот тогда-то я и высказалась: «Как хорошо, что армия входит в срок отработки и ты не вернешься в ту глушь!».
То, что сыновья наши будут служить Родине, вопрос даже и не стоял. Они мужчины, они защитники, они должны. Сегодня оба на службе: Игорь в районном отделе внутренних дел, а Андрей уже окончил магистратуру МЧС. Я ими горжусь и считаю их очень талантливыми.
Младший с юности ходил в музыкальную школу, прилежно учился, даже увлекался лепкой и рисованием. Педагоги советовали отдавать в творчество, но он выбрал свой путь. Вступительные экзамены сдал с отличием, став вторым среди абитуриентов, набравших самый высокий балл. Скажу честно, около университета была церковь, так я за него там молилась.
Игорь тоже радовал своими успехами. Когда он поступал, тоже случилась интересная история. Пошел в пятерке ребят на экзамен последним, а вышел первым. Я обомлела, думала, что все – провалил. Спрашиваю: «Не сдал, что ли?», а он отвечает: «Мам, ну ты чего? Легко все было, поэтому ответил первым и сдал, конечно же», – с любовью и нежностью рассказывает Тамара Степановна.
Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас
Продолжая беседу, наша героиня добавила: «Мальчики старались всегда на нас равняться, возможно, это было неосознанно, но мы никогда не заставляли: возделывали огород – они рядом, ухаживали за домашними животными – они помогали, готовили – они с нами. Сыновья любили со мной печь печенье. Не могу сказать, что сейчас они большие любители готовить, но что умеют это делать, так это точно. С отцом постоянно чтото мастерили.
Сейчас у каждого из них уже своя семья. Вижу, что от нас они переняли доброту. Не могу даже и предположить, чтобы кто-то повысил голос на своего ребенка. Мой муж Сергей, в свое время, дочку еще хотел – не случилось, зато сейчас у нас пять внучек. А для меня вообще не важен пол ребенка – главное, чтобы он был и был здоров и весел, все остальное приложится. Честно признаться, мне не только не важен был пол, но и имя тоже. Имя Игорь нам подсказал просто знакомый, потому что у кого-то из его друзей так звали сына – мы не сопротивлялись. Имя второго сына выбрал муж, когда пошел в ЗАГС уже записывать ребенка. Алгоритм действий у него был собственный: идти по ступенькам и называть имена, на каком имени ступеньки закончатся, то и запишет в свидетельство. Закончились на Андрее. Приходит и заявляет: «Назвал Андреем». Кстати, очень удачно получилось».
Постскриптум
Сегодня наша героиня благодарит судьбу за профессию, которую она выбрала в свое время. Она отдала ей около 40 лет и, по ее словам, – это были самые замечательные годы. Также Тамара Степановна души не чает в своей семье: муже, детях, внуках и невестках. И говорит, что ни за что на свете не променяла бы их на кого-то другого.
«Ну как же я их променяю?! Такие они у меня красавцы. Даже подарки мне спонтанные делают. Однажды на мой юбилей сбросились и купили стиральную машину, хотя я упиралась до последнего. Они и не спрашивали. Привезли и установили. И знаете, так облегчили мне мою жизнь. Но люблю я их, конечно, не за подарки. Мои сыновья – моя бесконечная гордость и опора», – с улыбкой добавляет Тамара Степановна.
Ольга Басаримова. Фото автора.