Память, которая живет:музей Великой Отечественной войны объединяет поколения

Крупнейший в нашей стране комплекс, служащий хранителем памяти о тех трудных и героических временах – Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны.

Коллекция музея насчитывает свыше 154 000 экспонатов. Здесь проводят уникальные выставки, которые создают ощущение военной эпохи, передавая атмосферу с особой точностью. Мы побывали там и рассказываем вам о самых интересных экспонатах музея.

Здание совсем новое, архитектура современная. Его видно издалека. Проектировщику удалось создать пространство, в котором наглядно ощущается, какие бедствия приносит война и насколько важно стремиться к миру. Два этажа экспозиций – это летопись Великой Отечественной войны от начала и до ее окончания.

В музее представлено много военной техники и оружия тех времен как советского производства, так и немецких экспонатов.

Легендарная «Катюша»

Это миномет БМ 13. Доподлинно не известно, почему именно так прозвали машину, но экскурсовод называет несколько самых популярных версий. Первая – по названию самой популярной перед войной песни Блантера на слова Исаковского «Катюша». Версия убедительная, на мой взгляд, поскольку впервые батарея стреляла 14 июля 1941 года по скоплению фашистов на Базарной площади города Рудня Смоленской области. Стреляла с высокой крутой горы прямой наводкой – ассоциация с высоким крутым берегом в песне тут же возникла у бойцов. Вторая – от маркировки «КАТ»: кумулятивный артиллерийский термитный – эта аббревиатура была проставлена на применяющихся реактивных снарядах с зажигательной начинкой.  Следует также отметить, что установки эти были настолько засекречены, что даже запрещалось использовать команды «пли», «огонь», «залп», вместо них звучали «пой» или «играй». Да и для пехоты залп «Катюш» был самой приятной «музыкой». Ходят слухи, что однажды один из командующих, услышав залп сказал: «Что за песня!». Ему ответили – «Катюша».

Ночные ведьмы

Еще один экспонат –  фанерные бипланы У­2 (По­2) с двумя открытыми кабинами. У­2 были настолько беззащитными, что сбить их можно было даже огнем стрелкового оружия. За штурвалами этих «кукурузников» находились молодые девушки –  это 46­-й женский гвардейский Таманский авиаполк. Командовала им опытная летчица Евдокия Бочарова, поэтому часто полк в шутку называли «Дунькиным».

Несмотря ни на какие шутки в их адрес, летчицы показывали чудеса пилотирования, являясь буквально смертницами. На бипланах отсутствовало какое-­либо вооружение, радиосвязь и средства навигации. Не было даже бомбового отсека. Но летчицы придумали решение – они собственноручно изобрели и сконструировали бомбодержатели, которые крепились прямо под плоскости самолета. От парашютов они тоже решили отказаться, чтобы иметь возможность взять вместо них еще  20 килограммов бомб. Летчицы воевали только по ночам.

Летали на минимально возможной высоте – таким образом, вражеские радары не могли заметить их приближения и подать сигнал тревоги. Как только цель появлялась в поле зрения летчиц, они глушили моторы и их «кукурузники» начинали медленно планировать. Затем девушки сбрасывали бомбы, заводили моторы и улетали домой. Эти внезапные ночные налеты повергали немцев в шок – они не могли взять в толк, как такое вообще возможно. Летчицы просто изматывали врагов, не давая им спокойно спать. За это немцы их люто ненавидели и называли «Ночными ведьмами».  Впрочем, у возникновения этого прозвища была и другая причина: шум  планирующего самолета ассоциировался с шуршанием ведьминой метлы в ночи.

Храм нашей памяти

Но не только выставленной техникой интересен этот музей. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны мне понравился тем, что он не сужает тему только до войны на территории Беларуси. Это музей Великой Отечественной войны в целом, и здесь есть экспонаты, рассказывающие и об истории великих битв, проходивших на территории современной России: Сталинградской, Курской и  др.

Когда перемещаешься по музею, внимание привлекают переходы из блока в блок, выполненные с помощью стеклянных мостиков, проходящих через узкие зажатые пространства между массивными стенами. Они создают ощущение тревоги и вместе с тем надежды. В тандеме с современными приемами архитектуры и технической поддержкой можно как будто прожить ту войну от самого начала до конца. С помощью интерактивных и мультимедийных устройств виртуально побывать в партизанском отряде, на основных сражениях, узнать о борьбе подпольщиков. 

Узник 32815

Надолго в памяти останутся картины Михаила Савицкого «Цифры на сердце». Он прошел весь ад немецких концлагерей.

Восемнадцатилетним парнем был призван на фронт. Раненый оказался в плену у фашистов. Дальше – симферопольская тюрьма, пересыльные лагеря в Бахчисарае и Николаеве, 326-­й шталаг, рабочий лагерь военнопленных в Дюссельдорфе, концентрационные лагеря смерти Бухенвальд, Миттельбау­-Дора, каменоломни «Кровинки» в Тюрингии, штрафные изоляторы и, наконец, последний круг этого Дантова ада – концлагерь Дахау под Мюнхеном. Освобождение пришло 29 апреля 1945. Узника нашли без сознания, почти бездыханного…

Считается, что картина «Узник» – автопортрет. Сам Михаил Савицкий не называл это произведение автопортретом. Он изобразил себя молодого в тех условиях, но это собирательный образ, в котором – лица и судьбы тех, кто выжил, и тех, кто погиб. Перед нами молодой мужчина, крайне истощенный, но при этом мы ощущаем его силу духовную. Эта картина единственная из 13 других полотен цикла, на которую можно смотреть без содрогания. Другие слишком откровенны и жестоки…

Но об этом именно сегодня стоит не только говорить, но и кричать, поскольку фашизм жив и все более распространяется по Земле нашей, и это большая трагедия. Представьте сами картину «Отбор». На ней изображены молодые нагие девушки, красивые, здоровые, сильные, они сияют как слитки золота. Их гитлеровцы отобрали для медицинских экспериментов как биоматериал. А на земле лежат трупы женщин, матерей с детьми и беременных. Их фашисты уничтожили сразу…

Хлеб в блокадном Ленинграде: жмых, обойная пыль и целлюлоза

Символ надежды на жизнь – кусочек хлеба – тоже в числе экспонатов музея. 125 грамм полагалось на человека в сутки. Как можно выжить?!

По словам экскурсовода, классический, если можно так выразиться, рецепт блокадного хлеба был таким: пищевая целлюлоза – 10%, жмых – 10%, обойная пыль – 2%, выбойка из мешков – 2%, хвоя – 1%, ржаная обойная мука – 75%. Форму для такого теста для выпечки смазывали соляровым маслом – никаких подсолнечных и других масел в городе на Неве на первых порах блокады не было. Смогли бы сейчас съесть такой хлеб? А они, герои­-блокадники, могли. И не просто могли, а считали вкус этого маленького липкого черного кусочка удивительным. Тот волнующий запах «хлеба жизни» ленинградцы, выдержавшие блокаду, помнили всю жизнь. «Вода, мука, молитва», – говорили о блокадном хлебе ленинградцы. 125 грамм, минимальная дневная норма, продержалась с 20 ноября по 25 декабря 1941 года и привела к ужасающей своим масштабом смертности среди простых горожан.

Полностью блокада Ленинграда была снята 27 января 1944 года. Таким образом, город провел в осаде 872 дня. За это время, по разным данным, погибли от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Их большая часть умерла от голода…

О музее кратко

  • Много внимания уделено истории партизанского движения, ведь Беларусь – это партизанский край.
  • Интересные экспонаты представляют жизнь Беларуси под немецкой оккупацией.
  • Не обойдена и тема холокоста, ведь в довоенное время на нашей территории проживало много евреев, которых после прихода немецких оккупантов ждала незавидная судьба.
  • Самое красивое место – зал Победы. Он находится под стеклянным куполом и особо прекрасен в солнечную погоду.

P.S.

Музей – живой организм, не только погружающий людей в прошлое, в историю, но и устремленный в будущее: здесь принимают в пионеры, дают присягу курсанты и солдаты, вручаются офицерские погоны выпускникам военных училищ, проводятся торжественные мероприятия. Это особая непохожая ни на что атмосфера.

Текст и фото Ольги Басаримовой.

Поделиться с друзьями
46 просмотров