Ремесло реставратора из Яновки стало настоящей страстью

Житель агрогородка Яновка Владимир Козик с детства увлекается музыкой. Но не просто игрой на инструментах, а еще их восстановлением. Мужчина ремонтирует гитары и гармони, дарит им новое звучание и внешний вид. Помимо этого, он умеет чеканить картины, отливать фигурки из латуни, вырезать лобзиком и очень понимает и чувствует технику. Подробнее об этом Владимир Викторович рассказал нашей газете.

«Родился и вырос в деревне Костяговка. Потом переехали в Яновку. Дома была гармонь. Мама хорошо пела, а отец отлично играл. Как говорится: «У кого есть гармонь, тот и первый парень на деревне». А в те времена других же развлечений и не было. Тяжело работали, ну а после уже развлекали себя веселыми песнями и танцами: «Полька», «Краковяк» и др. Это все играл отец, а где-­то лет в десять умел уже и я.

Музыка меня увлекала, конечно, но не настолько, чтобы связывать с ней свою профессию. Отучился на автомеханика. Потом армия, а вместе с ней и новые навыки. Один сослуживец научил меня чеканить, другие ребята – отливать из латуни танки с мельчайшими деталями, которые впоследствии презентовали всем делегациям, приезжающим к нам. После армии работал на заводе. Там у меня был сосед по комнате. Он однажды предложил: «Давай купим гитару и научимся играть». Купили, но научился только я, ведь одного желания недостаточно в этом деле, нужна еще и усидчивость – у меня она была. Но, признаться честно, много времени обучение у меня не заняло. Как­-то быстро мне дались аккорды, ритм.

Много было увлечений, но самое главное – чтение. Читал взахлеб, я был ярый поклонник магазина «Букинист». Скупал там уйму литературы. Очень любил мифологию. На сохранившихся моих двух картинах именно мифологические сюжеты – кентавр и рыцарь, павший к ногам своей прелестной дамы. Супруга шутит до сих пор, что этот рыцарь – я у ее ног, а она хранительница нашего домашнего очага. Я с этим и не спорю.

Нас с Ларисой чтение как раз и объединило на первых порах, конечно же. А потом, когда уже поженились, более значимым приобретением считали хорошую книгу», – рассказывает наш собеседник.

«Владимир и его друзья были удивительной компанией. Мы часто проводили время вместе, ездили отдыхать на реку, но никогда не брали с собой алкоголь. Это было не про нас. Мы развлекали себя обсуждением книг, пели под гитару песни В.Цоя и И.Талькова и мечтали о чем­-то хорошем, добром», – вспоминает супруга Лариса.

Музыкальных дел мастер

Когда Владимир Викторович уединяется в своем так называемом офисе или же мастерской, домашние стараются его не тревожить. В это время вместе с ним десятки других инструментов борются за чистый звук и счастливую дальнейшую жизнь гармони. В мастерской есть стол, а на нем будто бы на операционном столе у хирурга, каждый инструмент под рукой. Вот свои щеки раздувает дувачка. Она помогает проверить состояние голосовых связок гармони. Если колебание металлических язычков не соответствует норме, значит «пациенту» требуется помощь.

«Гармонь – вещь дорогая и так было во все времена. Детали к ней стоят тоже немало. Некоторые даже заказываю из Италии. Во-­первых, хочется, чтобы качество было отменным, а во-­вторых, «старушек» этих становится очень жаль. Когда-­то они развлекали гостей на свадьбах, помогали коротать тяжелые часы бойцам в окопах. Теперь же, отжившие свой срок, имеют шанс на полноценную жизнь с новыми «органами». Это длительный процесс. Около года кропотливой работы уходит на ремонт одной гармони. На пути попадаются разные инструменты: и тульские фабричные и цельнопланочные кустарные экземпляры. Но работать со всеми люблю одинаково. Мой отец рассказывал, что первую свою гармонь я разобрал на мельчайшие детали всего в четыре года. Просто рядом с гармонью случайно оказалась парочка интересующихся – маленький я и отвертка», – смеется Владимир. 

«Они скоро выселят нас из дома»

С такой фразы к нашему разговору вновь присоединилась Лариса Антоновна. «38 гармошек у нас. Когда в доме появляется новая, то мне сложно ее принять в семью, ощущение, что чужое попало в дом. Это вовсе не потому, что я не люблю инструмент, как раз наоборот, – очень люблю. Просто меха хранят много пыли, кожа – запах предыдущих хозяев, поэтому приходится долго привыкать, а потом уже как родные становятся. У каждой своя душа, свое особое звучание, хотя официально у гармоней всего 12 тональностей. Когда Владимир настраивает уже отремонтированный инструмент, то из дома убегают даже коты. Звук очень сильный, поэтому не выдерживаем. А в целом мы никогда не мешаем. Всегда поддерживаем его интересы и увлечения. Помимо гармоней, Владимир увлекается техникой, сам с нуля собрал трактор, кроме этого любит рыбалку, а когда-­то еще и охотой занимался. Он очень разносторонний и интересный человек. Нам с ним повезло», – с трепетом рассказывает хозяйка дома.

Несколько слов о семье Козик

Талантливого отца семейства любят и уважают его домочадцы и многие люди во всем Краснопольском районе. Однако и ему несказанно повезло с его окружением. У супругов Козик двое детей – сын Александр и дочь Елизавета. И каждый их них, по словам родителей, разносторонен и талантлив. К примеру, у сына высшее медицинское образование, однако он с детства увлекался радиоэлектроникой, поэтому взял и с легкостью сменил направление своей деятельности, став настройщиком медицинского оборудования. По словам отца, играть на гитаре и петь его дома не учили, однако в этом он превзошел и виртуозного отца, и маму с красивейшим и чистым голосом. Ремонт техники, игра в волейбол – его стихии.

Дочь Елизавета, возвращаясь домой с учебы, просила: «Папа, научи меня паять». Согласитесь, довольно необычная просьба для девочки? Зато какой неподдельный интерес в этой просьбе! Такие навыки ей необходимы были для работы. Среди увлечений – выпечка,  дизайн ногтей и рисование. Последнее у нее поистине получается замечательно, потому как нашему вниманию была представлена гармонь, расписанная ею.

Только у таких творческих родителей рождаются такие удивительные дети. Супруги в этом году отметили 35-­летие совместной жизни.

Он может сделать так, чтобы душа развернулась

Не могли мы покинуть мастера, так и не услышав дивные звуки его «подопечных». Владимир Викторович сыграл, а Лариса Антоновна спела. Поверьте на слово – это было незабываемо. «Наши гармони есть практически в каждом доме наших друзей. Стоят они все на определенных местах и ждут, когда в этот дом придет праздник. А вместе с ним и мы, чтобы сыграть и спеть. К счастью, такие случаи выдаются час­то», – добавляет Владимир Викторович.

Мастер на все руки

Есть у нашего героя еще одно необычное увлечение – он занимается изготовлением копорского чая. Изготавливает не как дилетант, а как настоящий профессионал.

«Иван­-чай без ферментации – простая трава. Мой чай проходит все этапы: сбор, подвяливание, ферментация, сушка. На этапе сушки подключается супруга. Сушит чай особым способом и только в русской печи. Затем купаж и заваривание. Идея заняться чаем пришла ко мне, когда здесь, в Яновке, была найдена пломба со знаком Торгового дома Ольги Корещенко. В интернете мы посмотрели, что эта семья владела чайным домом в Москве, а ее муж, известный купец Корещенко, владел первым чайным домом в Париже. Их чаи славились качеством и своим благородным происхождением. Если такие пломбы находят на земле яновской, то мы, местные жители, тоже не можем подвести», – с улыбкой рассказывает Владимир Викторович.

И я там был… чай пил

С чаем хозяева действительно не подвели. Цвет, вкус, запах – все есть в чае от Владимира Викторовича. К тому же хозяин дома, мастер чайных церемоний, уверяет, что чай этот не только вкусный, но еще и является кладезем полезных микроэлементов. Оценили – вкусно. К чаю же прилагались теплый разговор, игра на гармони, душевная песня и вкуснейший домашний торт от хозяйки. Уходить никуда не хотелось.

Ольга БАСАРИМОВА. Фото автора.

Поделиться с друзьями
390 просмотров