Молодежь активно участвует в жизни православных приходов в Краснопольском районе

Самые удивительные храмы иногда находятся довольно далеко от привычных туристических маршрутов. Один из них — деревянная церковь Cвятого Димитрия Ростовского, построенная без единого гвоздя в деревне Выдренка Краснопольского района. Памятник деревянного зодчества возвели по проекту архитектора Бартоломео Растрелли, того самого, что проектировал Зимний дворец в Петербурге. Храм стал единственным в районе, пережившим за свою почти столетнюю историю две войны и при этом уцелевшим. Внутри — чудотворные иконы с особенной историей, а вместо колоколов здесь использовали в свое время... корпуса трех авиационных бомб. С древними и недавно построенными церквями в Краснопольском районе корреспондентов «СГ» познакомил иерей Николай ЛЯШКЕВИЧ, настоятель Успенского храма в Краснополье и храма Святого Димитрия Ростовского в Выдренке.

Успенский храм в Краснополье

Исцеление тишиной

Отец Николай — уроженец Новополоцка, приехал на Могилевщину пять лет назад.

Храм святителя Димитрия Ростовского в Выдренке.

По легенде, церковь в Выдренке построила представительница местной знати, которая, когда сильно заболела, дала обет, что если поправится, то возведет на свои деньги храм. Здание построено в форме креста с пятигранной апсидой. Освятили его 4 октября 1905 года.

— В нашей церкви сохранилась древнейшая деревянная икона Казанской Божьей Матери, простреленная навылет, — показывает иерей. 

К сожалению, Краснополье беда не обошла стороной, тем не менее в храм приезжают и местные жители, и паломники. Ведь он известен еще и тем, что в советское время богослужения здесь, если и прекращались, то на недолгий срок. Тогда на Краснопольщину приезжали верующие даже из России и Украины.

Валентина Медведева помогает батюшке присматривать за храмом. Бабушка Валя, как ее еще называет отец Николай, приехала сюда, на малую родину, из Могилева, где жила много лет. Прочитала в газете про храм в Выдренке и решила вернуться.

Родилась Валентина в деревне Мхиничи Краснопольского района. После чернобыльской трагедии деревню захоронили, а до этого там даже был свой аптекарский сад и небольшой причал возле речки Ковпита, где можно было покататься на лодках.

— В храм Святителя Дмитрия Ростовского еще ребенком меня привела бабушка Катерина, — вспоминает прихожанка. — Здесь я впервые причастилась.

Валентина Медведева в храме святителя Димитрия Ростовского.

По словам молодого батюшки, прошло то время, когда священнослужители звонили в храме в колокола и он наполнялся верующими. Новое поколение другое, и взаимодействовать с ним нужно по-иному, но по-прежнему важно идти к людям и начинать рассказ о Христе с детства. Сам он еще в родном Новополоцке в юности начал помогать на службе в алтаре и спустя время, получив образование, стал служить.

С детства в храме

— Мы, священники, должны быть там, где люди, — считает иерей. — Если сейчас все сидят в интернете, то мы должны быть там и говорить с людьми на понятном для них языке. К примеру, святитель Николай Японский сначала изучил культуру японцев, расположил к себе людей и только потом стал рассказывать им о Христе. В молитве «Отче наш» мы читаем: «Хлеб наш насущный…», а святой переводил японцам: «Рис наш насущный…» Потому что японцы не ели хлеба и основой их пищи был рис.

Отец Николай активно развивает аккаунт храма в Instagram @blagovestitel, в котором у него уже почти 7 тысяч подписчиков, а также ТikТоk, где их более 6 тысяч. В своих роликах отвечает на многие вопросы: к примеру, можно ли молодой девушке в храм с накрашенными ногтями или что делать, если потерял крестик?

В первую очередь на приходе он занялся строительством и созданием воскресной школы, которой в районе не было.

— В детях наше продолжение и результат наших трудов, — уверен собеседник. — Они наше будущее, в том числе будущее церкви. Стараюсь посещать школы, общаться с молодежью. Как правило, следом за детьми в храм тянутся и родители.

Между прочим, церковь Успения Пресвятой Богородицы в Краснополье достаточно молода: построена в 2000 году, а освящена в 2002‑м. Занимался ее строительством отец Герман, служивший здесь в те годы. Его мама Тамара Давыденко в свои 90 лет сохранила светлый ум, прямую спину и ясные глаза. У Тамары Алексеевны в молитвенный помянник записаны сто человек. Каждый день прихожанка молится о всех, кого знает. А когда была моложе, пела в церковном хоре.

— Я вышла замуж в Донецке, хотя родом-то я сама из Краснополья, — вспоминает Тамара Алексеевна, показывая в Успенском храме уголок, посвященный отцу Герману, где стоит его фотография, посох и большая икона Божией Матери, которую первый настоятель храма увидел в Киеве и попросил чериковского художника сделать ее копию. — С детства водила сына в церковь. В четвертом классе сын уже читал «Апостола». В Украине сын пошел в армию, а как только вернулся, в первый же день отправился к владыке просить благословения на монашество.

В Донецке отец Герман жил в монастыре и был иеромонахом. В 90‑е мать и сын решили вернуться в Краснополье. Болезнь рано забрала священнослужителя.

Жизнь закипела

Приход в Краснополье немалый: по воскресеньям на службу в Успенский храм собирается 60 — 70 человек. Есть у отца Николая и помощники — костяк из нескольких молодых семей и людей в возрасте, активно живущих жизнью прихода. Среди них и прихожанка храма Успения Пресвятой Богородицы Мария Евмушкова.

 Раньше приходская жизнь у нас была чуть помедленнее, а сейчас активно занимаемся ремонтом храма, в воскресной школе жизнь закипела, — рассказывает Мария Васильевна. — Организовали паломнические поездки в Псково-Печерский монастырь и в Могилев. Стараемся помогать чем можем. В этом году два раза собирали помощь для людей, пострадавших от боевых действий на Донбассе: одежду, лекарства, медикаменты, продукты питания. Также собирали вещи и для больницы сестринского ухода в агрогородке Сухари Могилевского района.

Отец Николай с Марией Евмушковой.


Еще один помощник — Александр Король. Он — правая рука отца Николая по хозяйственной части и ремонтным работам, помогал устанавливать на храм новые купола. «Дядя Саша» человек простой, но рассказывает о приходской жизни с воодушевлением. Говорит, что с приходом в храм поменялась и его жизнь. Помимо ремонта Успенского храма на местном кладбище построили часовню.

— Сейчас наш приход — небольшая, но дружная семья, — рассказывает отец Николай. — А многодетные мамы — наш спецназ.

Семья в приоритете

Рядом с храмом — новое уютное здание воскресной школы, где собираются учиться Закону Божию дети и их родители, а также готовятся к совместным праздникам и фестивалям. Сюда пообщаться подошел и тот самый «спецназ». Прихожанка Наталья Козенцева с порога говорит: «А я к вам с подарками», доставая домашний адыгейский сыр. 

Наталья КОЗЕНЦЕВА.

Наталья — в первых рядах, когда нужно помогать в храме, успевает и в хоре петь, и с детьми заниматься, и хозяйство вести, в котором помимо прочей живности 6 коз и 15 козлят. Сыр Наталья делает именно из козьего молока.

Праздник около здания новой воскресной школы.

— Когда к нам приезжают гости на престольный праздник, наша Наталья варит уху на костре, делает плов в казане  и вкусные драники, — говорит отец Николай, завидев гостью.

Наталья и ее дочь Ангелина — певчие в хоре.

— Чтобы хорошо петь, нужно музыкальное образование, — рассказывает Наталья. — Моя Ангелина закончила музыкальную школу по классу фортепьяно и саксофон. Уже два года посещает воскресную школу. Записали и нашу младшую девочку.

Сама Наталья в храм ходит давно. Впервые причастилась в детстве в старом храме в Выдренке. Веру в Бога ей заложила бабушка, у которой отец был певчим на клиросе. В Соболях, где родилась Наталья, был свой храм, но в 30‑е годы его разрушили.

— Бабушка всегда молилась дома утром и вечером, а нас, детей, учила самой главной молитве — «Отче наш», — продолжает Наталья. — Тогда не было возможности постоянно ходить в церковь, советская власть запрещала. В основном мы ходили в храм только на Пасху. А когда я вышла замуж, мы с мужем жили сначала в нашем районе, в деревне Горки, а оттуда переехали в Краснополье.

В воскресной школе учится около 20 детей от 3 до 13 лет.

— С детьми мы стали ездить на православные фестивали, — подключается к разговору еще одна многодетная мама Екатерина Фроленкова. — В прошлом году попали в Климовичи на международный фестиваль «Слово Христа». Потом нас приглашали в Могилев на Рождественский фестиваль. А в январе у нас была благотворительная елка для детей с ограниченными возможностями из трех районов: Климовичского, Костюковичского и Краснопольского. Всего мы готовили около ста подарков.

Екатерина Николаевна Фроленкова с детьми.

Отец Николай предложил Екатерине стать регентом церковного хора. Всего в нем восемь человек, но ядро его составляют три прихожанки.

— Женщины десять лет ездили в Выдренку петь на добровольных началах, — вспоминает прихожанка. — Попросили меня помочь подучить разные песнопения, поскольку я владею нотной грамотой. Так и осталась работать с ними.

Молодые мамы в один голос говорят о том, как важно, что удалось сплотить людей и привлечь молодежь к делам церкви. Малыши в восторге, и родители, в свою очередь, рады стать частью такого сообщества.

Екатерина — уроженка Краснополья, закончила столичный институт культуры по специальности «эстрадный вокал». После учебы вернулась по распределению на малую родину. В городском поселке работала в музыкальной школе, потом ушла в декретный отпуск, как оказалось, на 10 лет — за это время в семье появилось пятеро детей.

— У меня в приоритете всегда была семья, — поясняет она. — Батюшка звал в храм четыре года назад, у меня тогда только родился Ванюша. Я на тот момент даже не имела представления о церковном пении. Конечно, знаю нотную грамоту, могу научить петь… Но пришлось исследовать сначала особенности церковного пения — это совсем другой мир. Постепенно с мужем пришли к тому, что стали ходить в храм постоянно — теперь это наша жизнь. Все делаем ради детей.

sb.by
Фото из архива иерея Николая ЛЯШКЕВИЧА.

Поделиться с друзьями
170 просмотров