В Краснопольском РЦСОН обучали соцработников этике общения с инвалидами

В рамках «Школы социального работника» в Краснопольском районом центре социального обслуживания населения прошло обучение соцработников этике общения с людьми с инвалидностью, в том числе по оказанию им ситуационной помощи.

Тема очень важная, ведь когда люди сталкиваются с человеком с инвалидностью, то зачастую чувствуют себя неловко, пугаются непонятного им поведения и образа мысли. И легко могут обидеть его неосторожным высказыванием или жестом. Но нередко люди с инвалидностью,  находясь в общественных местах, нуждаются в помощи, которую им не могут оказать из-­за незнания их особенностей.

Участники мероприятия активно включились в обсуждение проблемных вопросов. Также они узнали о морально-­этических нормах взаимодействия с незрячими людьми, с инвалидами с нарушением опорно-­двигательного аппарата, слуха и ознакомились с правилами при оказании ситуационной помощи.  

В завершение собравшимся были продемонстрированы элементы доступной среды: напольные направляющие и предупреждающие указатели для слабовидящих людей – и вручены памятки и буклеты.

А вы знаете, как нужно себя вести с людьми с инвалидностью?

Обычно первое, что отображается на лицах здоровых людей, когда в комнате появляется инвалид, – это страх и растерянность. Особенно если перед нами человек, страдающий ДЦП, который не может даже владеть мышцами лица – поздороваться или кивнуть головой. В такие моменты мы чаще всего стыдливо опускаем глаза. А делать этого не нужно! Самое худшее, что мы можем сделать для инвалида, – это лишний раз напомнить ему, что он какой-то «не такой». Лучше всего сделать вид, что все в порядке. А для этого нужно не бояться смотреть на человека с ограниченными возможностями и активно вступать с ним в контакт. Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

Используйте его возможности

При всем этом, контактируя с больным человеком, важно не допустить оплошность по невниманию и не поставить его и себя в неловкое положение. Если вам предстоит контакт с таким человеком, предварительно уточните у его близких, каковы его реальные возможности. Например, многие страдающие детским церебральным параличом прекрасно понимают, что им говорят. Но при этом не могут пошевелить руками или ногами. И если вы будете разговаривать с ними громко и чересчур членораздельно, как с маленькими, то можете их обидеть. Если человек с ограниченными возможностями что­-то умеет делать сам, то не следует предлагать ему помощь.

Старайтесь не показывать жалость

Дело в том, что жизнь человека, прикованного к инвалидному креслу, никогда не наладится, если близкие не смирятся с этим фактом и не отнесутся к нему спокойно. Причитания и слезы в данном случае только расстраивают человека. Ему, напротив, требуется мужество, чтобы бороться с болезнью. И лучшей тактикой тех, кто находится рядом, будет не жалость, а вера в его силы и спокойствие. Невозможно бороться с недугом, если человек находится во взвинченном состоянии. Спокойствие – это платформа, на которой будут строиться все достижения. Поэтому, находясь в обществе инвалида, уберите жалостливый взгляд. Лучше поднимите ему настроение доброй улыбкой.

Слова­-обращения

Человек устроен так, что, какие бы недостатки он не имел, он всегда хочет чувствовать себя наравне с другими людьми. В особенности это касается инвалидов. Поэтому во время общения с человеком с ограниченными физическими возможностями любое ваше неосторожное слово может обидеть его и навсегда отбить у него желание общаться с вами. Что же это может быть за слово? Когда инвалида называют «неполноценным», этот человек ощущает сочувствие и жалость окружающих, которые скорее угнетают его, чем поддерживают. А когда человек, который не может самостоятельно ходить, слышит о себе слова «прикован к инвалидной коляске», он чувствует себя обреченным. Поэтому, упомянутые выше слова, а также все другие, похожие на них, следует раз и навсегда исключить из своего лексикона. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. Увы, слишком часто в нашем обществе звучат такие неприемлемые слова и сравнения как «больной – здоровый», «нормальный – ненормальный», «умственно отсталый», «обычный – неполноценный», «даун», «калека» и т.п. К сожалению, наша «толерантная» терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась – даже в среде инвалидов присутствуют разные точки зрения на правомочность употребления тех или иных терминов.

Какой вывод?

Важно уметь и знать, как адекватно выстраивать взаимодействие с окружающими людьми независимо от того, есть у них ограничения в возможностях здоровья или нет. Теперь наши граждане будут тактичны и смогут корректно предложить свою помощь людям с инвалидностью.

Ольга БАСАРИМОВА. Фото РЦСОН.

Поделиться с друзьями
112 просмотров