Дети войны: они выжили, они помнят — Валентина Данилова

– Я родилась в окопе ночью, а утром в деревню пришли немцы. Окоп около нашего дома вмещал в себя маму и моих старших брата с сестрой, бабушку с ее двумя дочками-­двойняшками и молодую женщину, которая снимала у бабушки комнату. Она, как мама, тоже была беременная. Так вот, в холодную сентябрьскую ночь 22 числа в этом окопе на самотканых пеленках родились две девочки. Женщины не знали: то ли срок подошел, то ли от страха... Уже утром немцы закричали: «Halt», – и мы все вышли. Они увидели, что пеленки грязные, младенцы на руках, и не стали тревожить.

Поселились немцы у нас во Мхиничской школе. У нас появился староста, который распределил имеющихся лошадей между дворами, выходило где-­то по одной на две семьи, чтобы мы могли работать и землю возделывать. Молоко забирали: как только коровы придут с пастбища, так хозяйка доит, а рядом немцы с бидончиком и детки с кружками. Немец до капли проверит вымя коровы, чтобы сцедили все, а потом оставит немного в ведре детям на пропитание.

Немцы смотрели за порядком, сильно боялись партизан. Бабушка строго-­настрого запретила маме идти в лес. Сказала так: «Кто детей смотреть будет, если они заподозрят тебя в связях с партизанами и убьют? Я не смогу их вырастить». Мама так и не пошла.

Отец, Егор Базылев, был на войне, вестей никаких не поступало. Он не новичок, прошел Финскую. За месяц до начала Великой Отечественной его призвали, служил вместе с соседом в одном полку. Однажды их полк двигался по холмистой местности, налетели немецкие мессершмитты. Мало кто смог укрыться. Но сосед верил, раз ему удалось выжить, то и папа возможно жив. У нас была надежда...

Есть у меня еще одна история, связанная с отцом. Вернее, с его фотографией. Он, сражаясь на фронте, незримо охранял свою семью.

Однажды немец заглянул к нам в дом и увидел портрет отца. На фотографии он вместе с его другом еще во времена Финской войны, красавцы в форме. Он долго всматривался в фото, а затем позвал своего главного. Тот тоже долго смотрел и забрал снимок. Но не сорвал, а бережно положил к себе в карман. Мы так и не узнали, кто с отцом был на фото и так заинтересовал немецкое начальство. Но видно, пересеклись их военные судьбы когда-то на одной стороне фронта.

Сейчас я понимаю, что не каждый немец – это фашист. Но ужасы того времени застилают слезами глаза...

Отец так и не вернулся с этой войны. Но память о нем в моем сердце навсегда. У нас всего одна его фотография, с которой я уже больше полувека хожу на парады. Война – это самое страшное, что может произойти с людьми. Сейчас она идет в соседних государствах. Очень больно от этого. Как можно не ценить мир, зная, каким тяжелым трудом и сколькими убиенными была добыта долгожданная Победа.

И то, что мы живем сейчас под мирным небом – это значит, мы помним и не хотим войны ни на своей земле, ни на чужой. И так греет душу, что это желание понимает Президент, он, наверное, знает, что нам, детям войны, уже не перенести известия о новой напасти. Слава Богу, что 30 лет назад белорусы выбрали своего первого Президента, который говорит о своей стране с такой теплотой – «любимую не отдают», вместе с ней и своим народом и в горе, и в радости. За нашим Президентом, как за каменной стеной. Он для меня, как фотография отца с Финской войны, – оберег от вражды. Спасибо ему за мир.

Ольга БАСАРИМОВА. Фото автора.

Поделиться с друзьями
116 просмотров