Краснопольчанин Петр Шурлаков — участник штурма «Головы гота»
Годы войны оставили в истории Краснопольщины имена настоящих героев, способных, превозмогая себя, совершать подвиги на фронте и в тылу врага.
Среди них Петр Афанасьевич Шурлаков, уроженец деревни Романов, командир танковой роты 51-го отдельного танкового полка, участник наступательных действий на «Голубой линии». Немцы ее называли «Готенкопф» – «Голова гота».
«Голубая линия» – сложнейшая система немецких укреплений на Таманском полуострове во время Великой Отечественной войны. Всего в годы Второй мировой войны подобных линий обороны существовало только три: это линия Мажино во Франции, линия Маннергейма в Финляндии и «Голубая линия» на Кубани.
В субботу 21 июня 1941 года техник-лейтенант Петр Шурлаков был назначен помощником дежурного по караулам гарнизона, дежурство нес на аэродроме Жуляны под Киевом. В начале пятого утра высоко в небе он услышал гул моторов самолетов. Гул нарастал, на их фюзеляжах отчетливо рассматривались кресты. От самолетов стали отрываться черные точки и увеличиваться в размерах, и на мирный, еще спавший город полетели бомбы и загрохотали взрывы.
Петр Афанасьевич Шурлаков родился в 1919 году в деревне Романов Краснопольского района. В середине июня 1941 года окончил Киевское танко-техническое училище имени С.К. Тимошенко. Сдал государственные экзамены с отличием и был оставлен в училище на должности командира курсантского взвода. В начале июля 1941 года с приближением немецких войск к городу и с угрозой его оккупации училище было эвакуировано в тыл СССР в город Кунгур Уральского военного округа. Летом 1943 года, после неоднократных просьб отправить на фронт, Петр Афанасьевич был откомандирован в 51-й танковый полк на должность командира танковой роты.
В начале июля 1943 года укомплектованный средними танками Т34 в Тамбовском учебном центре 51-й отдельный танковый полк прибыл на Кубань и поступил в распоряжение командующего Северо-Кавказского фронта. В этот период войска 56-й армии активизировали свои наступательные действия на «Голубой линии». Немцы ее называли «Готенкопф» – «Голова гота». Это была сложнейшая система немецких укреплений на Таманском полуострове. Ее фланги упирались в Азовское и Черное моря и закрывали пути наступления наших войск на Крымский полуостров. Танковой роте лейтенанта Шурлакова в составе танкового полка было приказано наступать от станицы Крымская в направлении Молдованской и во взаимодействии со стрелковыми частями 108-й гвардейской стрелковой дивизии занять населенные пункты Подгорный и Арнаутский.
Рано утром 22 июля 1943 года после продолжительной артиллерийской и авиационной подготовки пехота выбила противника из первой траншеи. Как только артиллерия перенесла огонь в глубину вражеской обороны, танковая рота лейтенанта Шурлакова устремилась в атаку. В ходе боя перед экипажами танков командир поставил задачу подавить огневые точки противника и обеспечивать продвижение пехоты. По танкам фашисты открыли ураганный огонь.
Экипаж командира в упор расстреливал всполошившихся, мечущихся фашистов, метко поражал убегающего врага из пулемета. Добравшись до укрепленной линии, танк гусеницами давил траншеи и блиндажи противника. Вдруг командир заметил, как из-за укрытия выдвинулся и стал торопливо изготавливаться для стрельбы по танку расчет немецкого противотанкового орудия, и немедленно приказал экипажу открыть огонь осколочными снарядами. Часть расчета была перебита, а остальные бежали.
Пытаясь продвинуться вперед, к следующей траншее, в проволочном заграждении нарвались на ранее необнаруженные и необезвреженные минные поля противника. Рота начала нести потери. Уцелевшие танки вынуждены были повернуть обратно.
В этом бою, который длился весь день, экипаж командира роты лейтенанта Шурлакова в районе Подгорной уничтожил три противотанковых орудия, три пулеметных точки, два блиндажа и до 70 солдат и офицеров противника. А его рота в этот же день уничтожила шесть противотанковых орудий, шесть пулеметных точек, шесть дзотов, до 150 солдат и офицеров.
Ночью с поля боя танкисты эвакуировали шесть поврежденных танков. За этот бой Петр Афанасьевич приказом по войскам 56-й армии был награжден орденом Красного Знамени. Бои за этот оборонительный рубеж продолжались до середины осени 1943 года.
После войны Петр Афанасьевич избрал профессию журналиста, работал в Краснознаменной газете «Советская армия». Уволившись из рядов Вооруженных Сил, подполковник запаса Шурлаков проводил большую общественную работу по патриотическому воспитанию молодежи.
Виктор Лозовик,
старший научный сотрудник Краснопольского районного историко-этнографического музея.