Юнга Балтийского флота

В годы Великой Отечественной войны медалями «Ушакова» и «Нахимова» награждали только представителей Военн-о­морского флота.  Эти медали на флоте среди рядового, сержантского и старшинского состава приобрели такой же высокий статус, как в армии – «За отвагу» и «За боевые заслуги».

Роман Федосеевич Мордашев заслужил обе эти сугубо морские награды. Родился он в 1926 году в деревне Заборье Палужского сельского совета. В ноябре 1943 года Благовещенским РВК Алтайского края был призван в ряды Военно­-морского флота.

В 17 лет получил распределение в школу вооружений, которая располагалась на острове Русский в нескольких километрах от Владивостока. Около полугода молодому юнге потребовалось, чтобы овладеть стрельбой из корабельных орудий. После окончания обучения в учебном отряде Тихоокеанского флота в 1944 году юнга Мордашев бал направлен в распоряжение Краснознаменного Балтийского флота.

«Лицо войны я первый раз увидел в Ленинграде. Город освободился от блокады и лежал в руинах, – вспоминал Мордашев. – На улицах ни кошек, ни собак… Но долго я там не задержался и был направлен на Балтику, на торпедный катер в качестве комендора. Орудие на деревянном катере стояло старого образца американского производства. Два спаренных пулемета ДШК. Команда из 7 человек подобралась дружная, однако опыта не хватало, условий успешного ведения боя не знали».

Роман Федосеевич проходил службу учеником пулеметчика, затем комендором 3 класса малокалиберной зенитной артиллерийской пушки на торпедном катере ТК­-17  4-­го дивизиона 1-­й Краснознаменной бригады торпедных катеров КБФ.

Осенью 1944 года, в период наступления Ленинградского фронта в Эстонии, 4-­й дивизион торпедных катеров принимал активное участие в освобождении островов Моонзундского архипелага. 2 октября 1944 года  при высадке десанта на острове Даго (Хийумаа) под сильным огнем противника подавал и заряжал кассеты для 20-­миллиметровой пушки, а затем сам вел пушечный огонь по огневым точкам противника. При приближении к берегу от разрывов снарядов катер получил несколько пробоин, Роман Федосеевич быстро заделал пробоины в борту и откачал поступившую воду. За мужество и отвагу в этом бою был удостоен правительственной награды медали «Ушакова». 

В начале зимы 1945 года дивизион действовал на коммуникациях врага с маневренной базы Кранц (Зеленоградск), расположенной в 30 километрах от Кенигсберга. Но вскоре катера в условиях штормовой погоды и тяжелой ледовой обстановки совершили переход в маневренную базу Швентой. Прошли более 200 миль, значительную часть из них вдоль побережья, занятого противником. В пути следования и на базе неоднократно подвергались воздушным налетам противника. При отражении одного из них зенитным огнем расчета Романа Федосеевича был сбит немецкий самолет «ФВ-­190». За что его наградили медалью «Нахимова». 

До конца войны комендор 3 класса Роман Мордашев участвовал в поисковых операциях, направленных на выявление и потопление транспортов и кораблей противника. Высаживал морской десант на косу Фрише­-Нерунг для ликвидации остатков разгромленной курляндской группировки. День Победы, 9 мая 1945 года, Роман Федосеевич встретил на борту катера на военно-­морской базе Лиепая. После войны долгое время являлся активным участником Хабаровского краевого совета юнг, окружного совета ветеранов войны. Вел патриотическую работу среди молодежи и школьников.

Виктор  Лозовик,
старший научный сотрудник
Краснопольского районного историк-о­этнографического музея.

Поделиться с друзьями
22 просмотров