«Почему тормозим? Почему не делаем?» О каких проблемах в промышленности рассказал Лукашенко
Александр Лукашенко на совещании о состоянии и задачах развития промышленности обозначил проблемные вопросы в этой сфере, сообщает БЕЛТА.
«Крайне негативная тенденция — внутренний рынок отдаем конкурентам. За это правительство ответит головой. Несмотря на наличие широкой линейки отечественной техники, до сих пор закупаем импортные аналоги. И это не единичные случаи», — обратил внимание Александр Лукашенко.
В прошлом году только тракторов приобрели более тысячи единиц. На это было затрачено почти $40 млн.
«Проводим модернизацию подшипникового завода. Качество продукции сегодня сопоставимо с продукцией мировых лидеров. Однако высокие затраты на производство не позволяют конкурировать по цене в тендерных закупках даже на конвейеры белорусских машиностроительных предприятий. Только ли дело в тендере? Забываем простую истину: скупой платит дважды. Можно сэкономить копейки на стоимости подшипника и потерять тысячи от простоя техники из-за его замены», — заметил Президент.
Глава государства спросил, какие меры принимаются по защите внутреннего рынка, что конкретно сделано и делается.
«Пока как следствие всех обозначенных негативных тенденций — проблемы с реализацией. Склады трещат от готовой продукции. Складские запасы за 2023 год выросли почти на четверть (на Br350 млн, или 23%). Профильный вице-премьер меня „убаюкивает“: это нормально, всегда так было — и вчера, и позавчера, мы тут сейчас все это продадим. Но мы же период к периоду оцениваем эти запасы. А сколько техники находится на площадках у дилеров, которые для многих стали дополнительным складом за рубежом? За эту ширму в очередной раз никому спрятаться не получится», — предупредил Александр Лукашенко.
Президент привел в пример МТЗ: на складах его торговых домов — почти 6,5 тыс. единиц техники, а это более чем двухмесячный объем производства. "Вот и «объемы» производства, и ваш «экспорт», — отметил он.
При этом, по информации Комитета государственного контроля, значительное число субъектов товаропроводящих сетей вообще не принимают участия в реализации продукции, а ее стоимость при продажах через них значительно возрастает. «Зачем вы их тогда создавали? Кого кормим там?» — спросил глава государства.
Так, при реализации в Россию по схеме «производитель — генеральный импортер — дистрибьютор — дилер — конечный потребитель» стоимость фронтальных погрузчиков «АМКОДОР» увеличивается в цене более чем на 50%, грузовой и пассажирской техники МАЗ — на 20%.
«Ну и как тут конкурировать?» — отметил Александр Лукашенко.
Также не выполнены требования Президента по сокращению внешней просроченной дебиторской задолженности. За 2023 год она выросла более чем на 10%, а ведь это могли быть оборотные средства и инвестиции.
«Возникает простой вопрос: зачем мы кого-то кредитуем? В данном случае того покупателя. Появление задолженности часто является следствием бездумной гонки за выполнением показателей по разгрузке складов и экспорту», — констатировал глава государства.
«Каков общий итог? Прежде всего падение качественных показателей развития предприятий. Рентабельность не дотягивает до уровня 2022 года. Растут количество убыточных организаций и суммы убытков. Мы имеем сложную логистику и рост стоимости импортного сырья. Разрушение кооперационных связей с западными поставщиками привело к необходимости поиска альтернативных партнеров либо налаживания собственного производства комплектующих, в том числе ускоренной разработки и внедрения новых технических решений. Что делать, в общем понятно. Почему тормозим? Почему не делаем?» — спросил белорусский лидер.