Сергей Васильев: мы верны традициям отцов

Каждый год 23 февраля во всех семьях вспоминают своих героев: ветеранов Великой Отечественной, воинов­-афганцев, защитников современной Беларуси. У нас сохраняют историю и чтут подвиг своих предков, а еще – благодарят тех, кто оберегает наш мир сегодня.

В гости к Сергею Васильеву – правнуку прадедов, служивших еще при царе, внуку дедов, победивших фашистов, отцу офицера белорусской армии, воину­-афганцу и просто настоящему мужчине, в канун праздника мы заглянули, чтобы рассказать вам о военной династии его семьи.

Пути отцов –  дороги сыновей

Наш разговор начали с прадедов Сергея Леонидовича, ведь память об их военных подвигах наш герой хранит трепетно и свято.

Его прадед Степан Дадыченко добровольно вступил в ряды ополчения Российской империи, когда такая помощь стала необходима действующей армии. Он же застал и Вторую мировую, мужественно отдав свою жизнь за наше мирное небо в 1942 году под Кенигсбергом. Еще один прадед Андрей Михаленко был кадровым военным и тоже служил в царской армии.

Деды собеседника также продолжили традиции ратной славы военной службы. «Андрей Васильев, отец моего отца, был кадровым летчиком, воевал в Испании на стороне республиканцев, когда там шла гражданская война. В годы Великой Отечественной войны служил летчиком в полку знаменитого военачальника, маршала авиации Александра Покрышкина. Был дважды сбит в небе, но вернулся живым. Правда, умер он, когда я был в четвертом классе, поэтому мало чего могу о нем рассказать. А вот маминого отца Василия Михаленко помню очень хорошо. Он также ветеран войны, призвался в 1943 году и дошел до Вены. Дед был прекрасный столяр и плотник. Этот навык передал и мне. Свой дом три раза отстраивал. Дом был добротный, всем места хватало. Сундуки, шкафы, столы, стулья, конечно же, своими руками. Да такого отменного качества, что и по сей день они мне служат. Помимо столярного дела обучил и физическому труду. Летом, помню, позовет с собой косить, даст правильно в руки косу и даже площадь работ определит. На всю жизнь мне запомнилась его фраза: «Никогда денег детям просто так не давай, а то пойдут по миру с котомкой». Только сейчас понимаю, что речь про труд: дети должны уметь делать все, чтобы заработать эту копейку, иначе пропадут. В общем и целом, настоящие мужские ценности переданы мне были от предков: защищать свое отечество, не бояться никакой физической нагрузки, честно работать», – дополнил собеседник.

По зову сердца и по стопам отца

«Мой отец Леонид Андреевич закончил мореходное училище, потом гродненское педагогическое, в юности даже был вратарем известного футбольного клуба. Долгое время преподавал физическую культуру в Яновской школе. Так что он был не только моим учителем по жизни, но и строгим преподавателем. Спрашивал с меня больше, чем с других. А я его уважал и боялся разочаровать. Всякое бывало, но шалости наши были такими детскими. Помню, бежим с ребятами через деревню, зацепим забор, а утром идем к соседу с повинной, просим прощения и разрешения починить поломку. Уверен, что именно так и должны поступать мужчины. Все мы не идеальны, но, если совершил проступок, нужно признать свою вину.

Сергей Васильев со своим отцом (архивное фото).

От отца у меня и любовь к походам. Он обучил азам, а я уже позже углубился в детали. Мы много раньше ходили в походы, и я видел, как отец ведет себя со своими учениками: по­-доброму и понимающе. Эту модель взаимоотношений перенял у него и многих других моих учителей, с которыми мне несказанно везло по жизни.

Мой отец постоянно повторял фразу, которая до сих пор не выходит у меня из головы: «Сын, если хочешь что­-то делать, то делай это очень хорошо. Делай как для себя, и даже в три раза лучше». Она и стала моим жизненным принципом.

Я же, как и он, стал учителем физической культуры, хоть и не выбирал этот путь изначально. Вспоминаю себя юным педагогом и понимаю, что все делал неправильно, что касается профессионального мастерства. Сегодня мне не стыдно в этом признаться, ведь все приходит с опытом», – делится личным Сергей Леонидович.

Война и мир разведчика Васильева

Но прежде чем покорились вершины профессиональные и сложилось счастье семейное, был пройден сложный  и тернистый путь становления: из мальчика в мужчину. «В школе у меня был учитель труда, которому я хотел подражать. Меня просто завораживали станки и не только деревообрабатывающие, но и металлообрабатывающие. Все бы ничего, обычное мужское занятие, но речь про шестиклассника Сережу, которому  так хотелось испробовать всю их мощь на практике. После школы не раздумывая пошел учиться в Гомельский машиностроительный техникум, получил профессию токаря­-фрезировщика. Учился хорошо, в первых рядах получал распределение. Услышал, что заказчику в Архангельске необходим мастер –  соглашаюсь. Ну а что?! Звучало даже как­-то романтично – УВД. Понятия не имел, что это такое, да и не задумывался.

Приехали с ребятами, нас отправили в Холмогоры. Родина Ломоносова – подумали мы, зона за колючей проволокой – оказалось в реальности. Вот и приступил там к своим рабочим обязанностям мастера: изготавливали детали для базы закрытых кораблей.

С заключенными сразу же установились доверительные отношения. Я знал их истории, но никого не осуждал. Считаю, что у каждого есть право на ошибку. Нельзя смотреть в прошлое человека, только на настоящее. Из Архангельска призвался в армию, но и здесь не обошлось без историй, которые вспоминаешь сегодня с улыбкой. Формировалась армия – 40А. Ну, думаю, что?  40А, так 40А.

Отправляют нас на Курский вокзал в Москве, оттуда успеваю написать маме и рассказать, что дальше следуем по направлению Оренбург – Казахстан и далее на юг. Мама, будучи географом по профессии, в отличие от меня сразу поняла: точка назначения – Афганистан. Расстроились с отцом очень, а я принял все спокойно.

Война встретила совсем не радужно, но страшно не было. Себе я дал установку: Родина позвала – солдат ответил: «Есть!».

Кроме страшных событий вокруг, были и прекрасные. Совершенно случайно на одном из аэродромов Баграма пересекаюсь со страшим братом Игорем. Он офицер, летчик, они приземлились отдохнуть и пройти техобслуживание, мы уже грузились в «вертушку», но эти две минуты остались теплым воспоминанием на всю жизнь», – признается  Сергей Леонидович.

Отцы и дети – преемственность поколений

Сергей Васильев с женой Светланой и сыном Андреем.

Военных в нашем роду много и каждым из них мы гордимся безмерно. Есть у нас и молодое поколение, которое продолжило этот путь. Мой сын Андрей – майор Вооруженных сил Республики Беларусь. Свое очередное звание получил вне очереди, считаю, что заслужил. Его целеустремленность и профессионализм сочетаются с добротой и порядочностью. Да, это мой сын и я могу посвящать ему целые оды, но сейчас говорю не я. Это отмечают его подчиненные, об этом свидетельствуют его награды.

Подрастает и внук Максим. Он приезжает часто, поэтому мы вместе хлопочем по хозяйству, учимся плавать, покоряем высоту, тоже ходим в походы. Нам не стыдно за наше продолжение, наоборот, в них мы видим настоящих и будущих защитников Родины.

Интервью длиною в  целые поколения 

Читая в современных социальных сетях рассказы о том, как девушки и женщины хотят встретить современного принца, хочется им возразить. Ведь лучше встречать не принцев, а настоящих мужчин, который здесь, рядом: живут в деревнях и селах, трудятся не покладая рук, заботятся о своей семье, защищают нас всегда и всюду, а еще играют на гармони, гитаре и даже поют, как наш герой Сергей Васильев.

Ольга Басаримова.
Фото автора и из личного архива Васильевых.

Поделиться с друзьями
191 просмотров