В Великобритании у украинской беженки отняли ребенка. Таких случаев по всей Европе уже сотни

Фото pixabay

В Великобритании социальная служба вместе с полицией забрали дочь 34-летней украинки Виктории Щелко, потому что она отказалась жить в предоставленном лондонскими властями жилье. Об этом пишет издание «Страна».

Подобных примеров, когда у украинских беженцев за границей соцслужбы забирают детей, в Европе уже сотни.

Отобрали ребенка за отказ поселиться в клоповнике

Приехавшая в Великобританию украинка Виктория Щелко — блогер, модель, участница украинских телешоу. Представители власти забрали ее 10-летнюю дочку Злату в Лондоне. По делу украинки уже прошло несколько судебных заседаний, после которых были выданы три ордера: запрет на приближение к ребенку, а также требования сдать паспорта и удалить в соцсетях информацию по поводу инцидента.

Как утверждает Виктория, дочку у нее забрали без веского основания, а формальным поводом стало то, что она отказалась от предоставленного местными властями лондонского района Хаммерсмит временного жилья, которое оказалось в прямом смысле клоповником. В социальных службах говорят, что украинка якобы «не обеспечила надлежащие условия проживания ребенка», наносит ему «эмоциональный вред».

Виктория Щелко рассказала «Стране», что планировала оформиться в Великобритании по украинской программе для беженцев Homes for Ukraine. Но ее попытки снять квартиру оказались безуспешными — в Британии это сложная процедура. Во-первых, нужен огромный депозит размером в годовую аренду (в Лондоне это выходит около 25 тыс. фунтов). Кроме того, хозяин квартиры выбирает, кому ее сдать. А желающих сдать комнату украинской беженке с ребенком и без работы найти не так уж просто.

«Я обратилась к местным властям лондонского района Хаммерсмит с просьбой помочь мне с временным жильем. Позже я поняла, что это было моей ошибкой. Нас заселили в грязный хостел, который оказался самым настоящим клоповником, рассадником заразы — со вшами, подкожными клещами и клопами. Мы прожили там неделю, после чего заразились и еще три месяца лечились антибиотиками и мазями, — продолжила Виктория. — После этого мы уехали из Британии, но вернулись в сентябре… Я вновь обратилась к местным властям с просьбой помочь с жильем. Нам предложили поселиться в крошечной комнатке гнома, с черной плесенью на стенах. Конечно, я отказалась. И вот через пару дней, 29 сентября минувшего года, в отель пришла одна чиновница и предложила тот же хостел-клоповник, где мы заразились от подкожных клещей и клопов ранее».

Виктория от предложения отказалась, в ответ на это представители власти пригрозили вызвать полицию, сказав, что женщина «отказывается обеспечить ребенка безопасным местом для проживания». Вскоре в отель, где временно размещалась семья, приехал наряд из шести полицейских. Виктория была арестована без ордера, а дочку отняли.

На фоне стресса у Виктории, которая на момент инцидента была в положении, случился выкидыш, пишет «Страна». В посольстве Украины, по словам женщины, ей помочь не смогли, как и украинские юристы в Британии.

Тем временем в социальных сетях Виктория опубликовала запись общения с дочкой, еще когда им разрешали онлайн-свидания. Днем девочка посещает начальную католическую школу в Лондоне, а живет временно в приюте. 10-летняя Злата со слезами на глазах призналась маме, что соцработники не выпускают ее на улицу, не моют, плохо кормят и почти не общаются, а спит она на раскладушке. Зимой она ходит в школу в летних туфельках (соцработники не хотели брать новые зимние вещи, которые пыталась передать ей мама).

«Это как тюрьма, я так устала... Я не могу отойти на миллиметр, не разрешают тебе звонить, смотрю в окошко, так весь мой день проходит. Хочу поскорее к тебе и к нашей собаке Луне», — говорит девочка.

Случаи по всей Европе

Похожие случаи с украинскими беженцами участились по всей Европе, в частности в Польше, Германии, Италии и Франции. По информации офиса уполномоченного Верховной рады по правам человека, летом было не менее 240 инцидентов. А по данным Щелко, таких случаев уже больше 400, ей пишут женщины из разных стран Европы, которые столкнулись с подобным.

Один из нашумевших случаев — у 18-летней украинской беженки Людмилы Колтуновской во Франции социальные службы отобрали новорожденного, указав, что она «холодно относится к ребенку».

Журналистка украинской службы BBC Галина Корба, тоже уехавшая с ребенком в ЕС, проводила по этому поводу специальное расследование. Она также рассказала о Елене, которая в марте 2022 года оказалась в Берлине с 10-летней дочерью. По словам матери, у девочки инвалидность и она требует особого ухода, поэтому адаптация на новом месте не всегда давалась просто. Учителя в школе предположили, что мама якобы употребляет наркотики: она была апатичная и сонливая, поскольку принимала антидепрессанты, выписанные немецким врачом. Подозрения оказалось достаточно, чтобы Югендамт, немецкая служба защиты прав детей, забрала девочку, с которой разрешали видеться в определенные дни и только под наблюдением. На фоне стресса состояние ребенка сильно ухудшилось, однако вернули его через несколько месяцев только после вмешательства адвоката и обращения в разнообразные структуры вплоть до Европарламента.

«Страна» писала ранее о Елена Ковалевой из Днепропетровска, у которой в Германии забрали сына прямо во время игры в песочнице. Произошло это, так как семья, у которой они жили, написала жалобу, что женщина якобы мало кормит мальчика и слишком эмоционально реагирует на бытовые трудности. Представители ювенальных служб заявили, что на основании этого доноса временно увозят малыша до выяснения всех обстоятельств. Сначала его определили в детский дом, а спустя десять дней передали неизвестной семье. Первое судебное заседание состоялось спустя две недели, на нем заявили, что мать может видеть своего сына один раз в восемь месяцев. А когда она расплакалась — ей назначили психиатрическое обследование.

В декабре прошлого года в Кабинете министров Украины прошло заседание штаба по вопросам защиты прав детей в условиях военного положения, на котором поднимали вопрос о принудительном отъеме украинских детей у их родителей за границей. В том числе отдельно шла речь о деле Щелко. Но пока никаких результатов нет — женщина разными путями пытается вернуть ребенка.

Петиция против незаконного изъятия детей

Тем временем Виктория Щелко, находясь в Германии, зарегистрировала на сайте украинского Кабинета министров петицию «Против незаконного изъятия детей социальными службами в других странах, лишения матери прав на их воспитание, бездействия консульств, омбудсменов и государственного сектора, а также незаконного использования юрисдикции Украины другими странами в процессе».

Как указано в тексте петиции, украинские матери и их дети регулярно сталкиваются с тяжелым вызовом, а консульства и другие органы власти, которые должны гарантировать защиту своих граждан в подобных случаях, бездействуют.

Щелко предлагает создать механизм, на основании которого иностранные государства должны будут возвратить всех отобранных детей в Украину.

БЕЛТА.

Поделиться с друзьями
23 просмотров