Что проверяют в агроусадьбах и кого перерегистрируют? Посмотрели, как работает комиссия

До 1 июля агроусадьбам предстоит пройти перерегистрацию. Но перед этим целые «десанты» из представителей служб местных исполкомов посещают каждую из них, чтобы выяснить: не скрываются ли под вывесками сельских туробъектов гостиницы и рестораны? Корреспондент «7 дней» отправился с одной из таких комиссий в белорусскую Швейцарию и узнал, как выглядит идеальная агроусадьба и какие недочеты находят даже в раскрученных местах отдыха.

Против подмены понятий

История со «смотром» усадеб началась еще в прошлом году. В октябре 2022-го Президент подписал Указ №351 «О развитии агроэкотуризма», который обязал владельцев агроусадеб соблюдать минимальный перечень требований, в том числе — санитарной, противопожарной и экологической безопасности. А еще — использовать выделенную им землю по целевому назначению: либо для строительства жилого дома, либо для возведения объектов, необходимых для ознакомления гостей с традициями и обычаями данной местности.

— Например, если хозяин планирует удивлять пирогами и прочей выпечкой, он построит мельницу, — уточняет консультант департамента по туризму Министерства спорта и туризма Александр Кречетов.

Директор департамента по туризму Ирина Воронович отмечает, что государство, безусловно, поддерживает развитие агротуризма, ведь он способствует возрождению села и сохранению народных традиций. Однако в последние годы некоторые особо предприимчивые люди под видом усадеб начали вести серьезный бизнес по приему гостей.

— Уплачивая налог всего в одну базовую в месяц, они годами получали приличную прибыль. Нам же важно, чтобы агроусадьба не потеряла свое первоначальное предназначение и не произошло подмены понятий «агротуризм» и «агроусадьба», — обратила внимание Ирина Николаевна.

Подтверждение комиссией того, что усадьба действительно работает в формате «агро», дает ее владельцу не только возможность продолжать свой бизнес в прежнем виде, но и сохраняет за ним право уплачивать налог всего в 1 базовую величину (сейчас это всего 37 рублей).

Нарушения не «смертельны»

— Но если местные власти увидят, что агроусадьба не соответствует необходимым требованиям, это не смертельно. Не страшно, например, если комнат и спальных мест оказалось больше, чем положено законодательством. Равно как и если бизнес больше гостиничного или ресторанного характера, чем агротуристического. Просто владельцу нужно будет зарегистрироваться на цифровой платформе «Налог на профессиональный доход» Министерства по налогам и сборам. Она автоматически высчитывает налог от полученной выручки. Если сумма годового дохода не более 60 тысяч рублей, то налог составит 10%, если свыше 60 тысяч — уже 20%. Кстати, для тех, кто регистрируется на платформе «Налог на профессиональный доход», предусмотрен налоговый вычет -2000 рублей. То есть пока доходы не достигнут 2000 рублей, вы вообще налогов не платите, отмечает заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь Петр Вабищевич.

По новым правилам, прописанным в указе, в жилом доме (вместе с гостевым) должно быть не более 10 спальных комнат для размещения гостей, хозяев и членов их семьи. Выделенная для личного подсобного хозяйства земля должна использоваться по назначению — для выращивания сельхозпродукции, из которой готовят блюда для гостей. Кстати, проводить банкеты в агроусадьбе никто не запрещает, но для этого требуется письменное согласие соседей. Соответствуют ли этим требованиям агроусадьбы уже сейчас? Узнаем совсем скоро, отправившись с комиссией на Логойщину, которую туристы называют белорусской Швейцарией. Причем вполне заслуженно — ландшафт соответствующий, виды — сказочные.

Какие замечания могут сделать?

Первая агроусадьба на пути — «Лесная поляна». Ее владелец Сергей Михайлов в свое время поменял Минск на деревню Мочаны. До переезда на село работал инженером-механиком, но после не слишком успешного опыта в коммерции махнул в место, где когда-то учился сам Янка Купала. Сергей Борисович — человек открытый, к тому же мастер на все руки. Показывая подворье, коттедж и роскошный гостевой домик, замечает: «Все строили сами!».

Татьяна Михайловна мужу под стать: созданные ею декоративные панно, которые украшают агроусадьбу, прекрасны. Они чудно сочетаются с бабушкиными занавесками, прялками и маслобойкой, со сказочными часами и совой, охраняющей дверь в Домик Феи, где организована фотозона. Все здесь сделано со вкусом и с любовью, на радость себе и людям.

Во дворе усадьбы бассейн с кристальной водой, поодаль — кострище для любителей посидеть у огня, спортивная площадка, батут. По подворью не спеша бродят куры, индейки, козочки. Радуют глаз буйством зелени грядки. Над птичником — смотровая площадка, с которой хорошо видны живописные окрестности. Не удивительно, что именно здесь построили беседку размером с хороший обеденный зал, а рядом установили свадебную арку.

— Здесь влюбленные клянутся любить друг друга «в болезни и здравии», — рассказывает хозяин и уточняет, что в хороший год усадьба принимает, согласно договорам, 20 — 30 свадеб.

Уверяет, что празднуют молодые особый день не шумно — соседи не обижаются. Кстати, именно разрешение на проведение корпоративов и свадеб в свое время значительно увеличило число агроусадеб.

Вскоре на «Лесную поляну» прибывает комиссия — представители служб землеустройства, архитектуры и строительства, МЧС, спорта и туризма и администрации райисполкома. Эксперты подготовились: захватили даже спутниковый снимок земельного участка. В том числе и он помог выяснить, что с размерами земельного надела полный порядок. А вот с назначением использования земли вышел казус. Баня оказалась на территории, выделенной под личное подсобное хозяйство. На ряд сооружений, в том числе на упомянутую беседку, не нашлось паспортов приемки. То есть де-юре все эти объекты в эксплуатацию введены не были, но при этом работали.

Вердикт комиссии: владелец должен устранить ряд замечаний, после чего сможет и далее работать в сфере сельского туризма.

Как выглядит «идеальная» агроусадьба?

Следующий адрес в путевом листе комиссии — деревня Острошицы. У агроусадьбы семьи Зимич названия пока нет, как и опыта в ведении этого вида бизнеса. Но планы — наполеоновские. Закупили 8 палаток, 16 спальников. Обещают гостям романтику, шашлыки, баню, дикую природу, в том числе знакомство с живущими за огородом семейством кротов, лисой и даже лосем. Последний, правда, близко не подходит к людям — сам боится.

Хозяйка агроусадьбы, мама пятерых детей Надежда, приглашает нас в дом из пропитанных смолой бревен, за которым — 30 соток сада и огород, где растут лук, кабачки, разная зелень. Рядом — баня, мангал.

Комиссия после краткого осмотра усадьбы в целом довольна — замечаний к Зимичам нет. А потому инспекторы отправляются к хозяевам других агроусадеб, где уже предупреждены о «смотринах».

В дороге интересуемся у возглавляющей выездную комиссию заместителя председателя Логойского райисполкома Анжелы Раемской, как выглядит идеальная агроусадьба.

— А у нас такие есть, и немало, — уверяет она. — Например, «Гаенскія вытокі». Ее владелец завел пчелиную пасеку, проводит экскурсии для детей, показывает, как делается мед. Знакомит ребят с домашними животными своего подворья. Все скромно и недорого. И таких усадеб хватает. Но там занимаются настоящим агротуризмом: принимают в выходные гостей, чаще всего семью из 4-6 человек, показывают местные красоты, угощают тем, что Бог послал и сам хозяин вырастил — яичницей с огурцом, сальцем и тому подобным. Владельцам таких усадеб, конечно, обидно, что и они платят налог в одну базовую, и те, кто проводит свадьбы и корпоративы. Мы же все понимаем, что доходы у этих двух хозяев домов совершенно разные. Мы, безусловно, выступаем за то, чтобы люди работали и зарабатывали, но все должны платить налоги, соразмерные доходам.

Как идет процесс в целом?

Витебская область — вторая в стране после Минской по количеству агроусадеб. И здесь, конечно же, комиссии тоже проверяют их хозяев на честность, а дома — на соответствие новым правилам.

— На 1 января 2023 года в нашей области насчитывалось чуть более 450 агроусадеб. Они расположены неравномерно. Например, в Браславском районе 303 усадьбы, что, впрочем, логично: Национальный парк притягивает туристов. Но, что удивительно, в Ушачском районе, где немало прекрасных озер, только 10 таких точек агротуризма, а в Толочинском районе — одна, хотя природа в этой местности не менее живописна, есть водохранилище, — рассказывает заведующая сектором туризма и физкультурно-оздоровительной работы управления спорта и туризма Витебского облисполкома Светлана Астанина.

Из немногим более 450 агроусадеб на перерегистрацию к 5 июня было подано всего 119 заявлений. Причем 12 из них заявители позже отозвали — оказались пока не готовы принять комиссию.

— Уже выдано 62 разрешения на ведение деятельности, в 25 случаях получен отказ. Но устранив нарушения, владельцы таких агроусадеб имеют право подать вновь заявление на перерегистрацию. Государство дает людям возможность остаться на рынке туристических услуг. И, возможно, даже продолжить работать в прежнем формате, — подчеркивает Светлана Александровна.

В Гомельской области 119 агроусадеб из 136 уже подали заявления на перерегистрацию. На конец прошлой недели 57 владельцам приехавшая с инспекцией комиссия сказала «да», и только четверо услышали «нет». Впрочем, «приговор» не окончательный: четверке дано время на устранение недочетов. А потом — добро пожаловать на повторную подачу заявления на перерегистрацию.

— Перерегистрация — хороший шанс повышения качества услуг для любителей отдыха в деревне, — считает заведующий сектором туризма управления спорта и туризма Гомельского облисполкома Игорь Назарчук и отмечает, что в сельский туризм региона приходят новые игроки, которые открывают агроусадьбы.

А это означает, что интерес к зарабатыванию на отдыхе в деревне у белорусов не пропал.

БЕЛТА.

Поделиться с друзьями
1 418 просмотров