Легендарная «Паўлiнка» на Краснопольщине
21 марта в районном Центре культуры состоялся спектакль «Паўлінка». Его представили артисты культового Национального академического театра имени Янки Купалы. Краснопольчане после трудового дня занимали места в зрительном зале в предвкушении предстоящей встречи с артистами и, конечно же, спектаклем, ставшим «брэндом» репертуара столичного театра.
Комедию в двух актах первый народный поэт Беларуси Я.Купала написал в 1912 году в фольварке Окопы Логойского района. Все персонажи – реальные люди. На каждого из героев у Янки Купалы был прототип, списанный с его друзей, соседей.
Мало кто знает, что этой пьесы вообще могло и не быть. Изначально «Паўлінка» написана как лирический рассказ о любви и называлась «А вербы шумели». А вот позднее и название, и жанр, и даже смысловое значение произведения существенно трансформировались.
Сюжет «Паўлінкі» автору подсказала сама жизнь, а точнее – вечеринки, где через песни, танцы, шутки ярко раскрывалась душа белорусского народа. Обычные жители белорусской деревни под пером мастера превратились в яркие образы.
Через год после написания пьесы Янка Купала прочитал ее на одной из молодежных вечеринок в Петербурге. Там и появился договор: собрать деньги и поставить ее. Первый спектакль был создан силами белорусских студентов 9 февраля 1913 года в петербуржском клубе «Пальма». По предложению Купалы роль Павлинки исполняла Павлина Меделка.
На театральной сцене впервые спектакль появился в Вильнюсе. Труппа Купаловского театра поставила его гораздо позже – во время Великой Отечественной войны в 1944 году, когда театр находился в эвакуации в Томске. Режиссёром спектакля выступил Лев Литвинов.
Новую версию «Паўлінкі» краснопольчане оценили на ура. Молодые актёры вместе с мэтрами театрального искусства создали, действительно, незабываемый творческий союз. Роль Павлинки досталась Анастасии Воронковой, Якима Сороку сыграл Илья Крук, а вот роль импозантного и экспрессивного пана Быковского досталась Михаилу Свито. Рядом с ними на сцене настоящие мастера – народный артист Беларуси Геннадий Овсянников и заслуженная артистка Беларуси Тамара Николаева-Опиок. Атмосфера юмора, лирики и лёгкости просто витала в зале.
Стоит отметить, что новая версия классической «Паўлінкі» отличается новаторством прочтения и изменёнными ключевыми эпизодами. Так, к примеру, в финале классической пьесы Якима арестовывают по доносу отца Павлинки, здесь же мы увидели хеппи-энд, когда молодые влюбленные все же воссоединяются и мама героини восклицает: «Павлинка с Якимом! Слава Богу!»
Однако есть и нотки трагичности в этой комедии. Возможно, мало кто заметил, но в последней сцене, когда пан Быковский заглядывает в окно, чтобы спросить дорогу к своему поместью, в него стреляет один из героев – Пранцис Пустаревич. Открытый финал. Что же с Быковским?
Счастливая история любви и трагический финал сплетаются воедино. И это добавляет спектаклю новизны, живости и таинственности.
Кроме того, «Паўлінка» порадовала краснопольчан инструментальной музыкой, классическим вокалом и затейливыми танцами.
Посчастливилось подслушать мнение зала, когда две молодые зрительницы говорили о том, что посмотрели бы спектакль на бис. Спорить и не будем, с этим сложно не согласиться.
После спектакля удалось побеседовать с актером, исполнявшим одну из главных ролей в спектакле и разузнать подробности закулисья.
Илья Крук (на снимке), актёр Национального театра имени Янки Купалы.
– Илья, наш зритель не искушён актерами республиканского масштаба, поэтому хотелось бы узнать о Вас подробнее.
– Мне 23 года. Я из города Бреста. Уже почти 3 года работаю в Купаловском театре. Меня обучала Зинаида Михайловна Пасютина (белорусская актриса, преподаватель актёрского мастерства в Минском институте культуры. – Прим. автора). Вместе с моими одногруппниками пришли в театр и возобновили «Паўлінку», однако имеем ещё несколько проектов, над которыми также активно работаем. Один из них – похожая история любви, где герои, как я их называю, – белорусские Ромео и Джульетта, – «Чорная панна Нясвіжа».
– Правильно ли я понимаю, что возродить «Паўлінку» – это Ваша идея с одногруппниками?
– Не совсем так. Идея принадлежит художественному руководителю театра Ольге Валентиновне Нефёдовой. Именно она обратилась с этой идеей в Министерство культуры. Затем среди актёров был произведён кастинг. Мы в нем, соответственно, приняли участие. Как результат – студентов нашего курса утвердили на роли.
– Илья, я читала, что Вы являетесь самым молодым актёром, сыгравшим Якима Сороку. Поделитесь впечатлениями.
– Да, это действительно так. Как прописал Я.Купала, Якиму было 24 года, а мне на момент первой постановки был всего 21 год. Такой «титул» нести ответственно. Лично я считаю, что более опытные и возрастные актёры несут в себе определённую энергию, какой-то запал, а когда ты молодой и чистый, то тебе нужно наполнять себя и привносить. Но вместе с тем, это и большая честь. И не важно, где происходит действо: в Минске или в Краснополье, мы презентуем зрителю передовой белорусский спектакль, можно сказать, визитную карточку театрального искусства, поэтому очень важно представлять ее достойно.
– Близок ли Вам ваш герой Яким Сорока по духу, или всё же хотелось сыграть более характерного персонажа, к примеру, пана Быковского?
– Признаюсь, раньше я действительно думал, что Яким мне не близок, а сейчас моё видение изменилось. Большое спасибо художественным руководителям за то, что они с нами много работали. Сегодня я понимаю, что мы все на своих местах. Спектакль слажен, хорош. Он жил, жив и будет жить.
– Илья, сравнивая такие площадки, как подмостки нашей сцены и Национального академического театра, есть ли разница в Ваших эмоциях и Вашем отношении к зрителю?
– Есть разница лишь в размерах сцены (смеётся собеседник). В эмоциях мы отдаёмся зрителю абсолютно одинаково. В Минске зритель искушён различными спектаклями. Многие приходят смотреть лишь на определённый состав труппы, а здесь очень душевная и теплая публика. Выходя в зал, мы сразу чувствуем эмоции, с которыми пришёл зритель, воздух пропитан положительной энергией. И тогда мы понимаем, для чего мы здесь и выкладываемся по полной.
– Может Вы знаете, кому принадлежит столь замечательная идея, чтобы спектакль «Паўлінка» посмотрели не только жители мегаполисов, но и любители театрального искусства небольших городов?
– Не могу даже припомнить, кому принадлежит идея. Мне кажется, что она витала в воздухе сразу, как только мы возродили спектакль. Считаю, что спектакль хитовый. Его должны видеть все, учиться на нем. Несмотря на то что постановке более 70 лет, она актуальна и сегодня. Она вызывает у зрителей эмоции: и радость, и грусть. В ней отражена история, которая на века. Этот спектакль про нас, про белорусов.
– Илья, можете в пяти прилагательных описать спектакль?
– Энергичный, душевный, теплый, живой и настоящий.
– К слову, у нас на Краснопольщине один из старейших народных театров в Беларуси. Какое Ваше отношение к народному театру, к его актёрам?
– Прекрасно отношусь. В театре главное – душа. Да, есть какой-то академический уровень, который поднимает определённые проблемы, но в то же время важно, чтобы были народные театры, куда люди могут прийти после работы и играть в своё удовольствие и на радость другим.
– Как Вам наш краснопольский зритель?
– Сегодня было очень душевно и тепло. Когда я выходил на сцену, было легко и приятно. Здесь замечательная атмосфера, красивый зал, хорошее руководство. И зритель был очень рад нас видеть, а мы, в свою очередь, также рады видеть такого зрителя у себя на спектаклях.
Беседовала Ольга БАСАРИМОВА.
Фото автора и В.Юркиной.