«Мода» на детей совсем прошла? Почему люди отказываются иметь потомков

Помните знаменитую песню в исполнении Ядвиги Поплавской и Александра Тихановича со словами «Что же будет на земле через сто ближайших лет, если мода на детей совсем пройдёт!»? Мода на детей, увы, действительно, проходит. Почему так происходит? Чем объяснить, что порой молодые здоровые люди ограничиваются одним ребёнком, а то и вовсе отказываются иметь наследников? Обсуждаем это с психологом Татьяной Шаранда.

— Есть мнение, что нежелание иметь потомков продиктовано тем, что молодёжь более осознанно подходит к их рождению, стремясь сначала обеспечить для этого должные условия. Другие считают, что главная причина чайдлфри – инфантильность, безответственность, эгоистичность, гедонизм. Какая точка зрения ближе вам, Татьяна Михайловна?    

— Я бы выделила три группы среди тех, кто не хочет иметь детей или откладывает их рождение, — замечает Татьяна Шаранда. — Одна — это гиперответственные молодые люди, которые убеждены: потомством нужно обзаводиться в том случае, если есть хорошее жильё, стабильная работа с высоким доходом. В этом, разумеется, есть резон: для полноценного развития ребёнка нужны нормальные условия. Вторая группа (наиболее распространённая) отличается инфантилизмом, желанием жить только для себя, в своё удовольствие, неготовностью к ответственности, страхом ограничений. Третья группа — это чайдлхейтеры: юноши и девушки с откровенной, трудно объяснимой ненавистью к детям. В личной практике лишь однажды встречала девушку, которая с нескрываемой злостью, грубо и агрессивно высказывалась о «цветах жизни». При этом она была волонтёром, спасала котов и собак.

— Мужчины или женщины, по вашим наблюдениям, чаще сознательно выбирают бездетность? 

— Парадоксально, но о желании иметь детей чаще говорят мужчины. К 30-40 годам они уже созревают для того, чтобы создать полноценную семью, а вот женщины — нет. Зачастую представители сильного пола и обращаются ко мне с запросом как-то повлиять на их спутниц, убедить пересмотреть позицию. 

— То есть 30-летние женщины не хотят иметь детей потому, что не готовы к материнству, боятся, что рождение ребёнка не позволит им наслаждаться жизнью?

— Примерно так они и объясняют свою позицию. Не раз в практике встречалась с тем, что мужчина готов полностью обеспечивать жену и ребёнка, при необходимости взять няню, которая будет помогать с малышом. А его избранница категорически возражает против этого и приводит доводы, что не готова обременять себя бытом, стоять у плиты, а чтобы питаться в ресторанах, нужен высокий доход. Ей хочется распоряжаться временем по своему усмотрению: путешествовать, заводить новых друзей, развиваться. Если пробую в таких случаях напомнить о «коротком репродуктивном веке» и привожу в пример своих клиенток, бизнес-вумен, которые к 40 годам получают от жизни всё, а потом одержимы только одним стремлением – стать матерью, то в ответ подчас слышу: «меня это не пугает, при таком сценарии возьму ребёнка из детдома или буду заботиться о бездомных собаках». Планы и желания мужчин часто совершенно не принимаются во внимание, их назначение видится в том, чтобы обеспечивали должное качество жизни. Признаюсь, в таких случаях возникает ощущение, что имеешь дело с девочками-подростками. При такой личностной незрелости, действительно, не стоит рожать наследников. Если ребёнок нежеланный, если расценивается женщиной как помеха, то наверняка его судьба окажется весьма печальной.

 Почему, на ваш взгляд, многие современники воспринимают детей как тяжёлое бремя, а не как счастье, которое вносит в жизнь смысл, делает её более интересной, полноценной?

— Мне кажется, представление о материнстве как о непосильной ноше, которая отнимает радости жизни, мешает реализоваться и сделать карьеру, формируется обществом, при активном участии соцсетей. Казалось бы, сегодня многие проблемы по уходу за ребёнком решаются гораздо проще, чем у прежних поколений. Так в чём уж такая невероятная неподъёмная тяжесть? С одной стороны, навязывается некий образец безоблачного семейного счастья — идеальная, ухоженная красавица-мама, безупречный муж, очаровательные малыши, полный материальный достаток. С другой стороны, со страниц соцсетей обрушивается поток рыданий и жалоб тех, кто сначала наивно повёлся на подобную красивую картинку, а затем, столкнувшись с реалиями, горько разочаровался в материнстве. И в тех же соцсетях щедро выкладывают счастливые истории бездетных семейных пар, путешествующих по всему миру. Какой реакции стоит ждать от той части молодёжи, которая стоит на распутье — что выбрать, как расставить жизненные приоритеты?

— Татьяна Михайловна, насколько убедительным вы находите такой аргумент сторонников чайдлфри: «Я слишком люблю детей, чтобы впускать их в такой несовершенный, опасный, непредсказуемый мир»?

— За будущее наших потомков сегодня, действительно, тревожно. Но был ли в истории человечества период, когда бы не воевали, не случалось никаких эпидемий, катаклизмов, катастроф? И всё-таки люди рожали детей, инвестируя в них свои надежды и веру в лучшее завтра. Порой в качестве аргумента в пользу чайдлфри приводят экологические проблемы, исчерпаемость ресурсов, перенаселённость. Я не специалист в этих вопросах. Но часто создаётся впечатление, что за этой озабоченностью, за правильными и убедительными аргументами прячется эгоизм и различные страхи. Демографическую ситуацию на самом деле определяют прежде всего расставленные в обществе приоритеты. 

— И дети не являются уже приоритетом общества?

— Для какой-то его части уже нет. Повышение уровня жизни приводит к тому, что люди стремятся больше денег вкладывать в себя: в саморазвитие, уход за собой, в развлечения, путешествия. В большинстве развитых европейских стран рождаемость низкая. Доказано, что в семьях высокого  финансового, социального, образовательного уровня желание иметь детей вытесняется высокими потребительскими запросами, и это передается из поколения в поколение. Сегодня стало гораздо больше женщин, которые «выходят замуж» за работу, стремятся сделать карьеру, создать свой бизнес, и дети в их шкале ценностей, увы, не занимают лидирующих позиций.  Прогресс в области медицины позволил «откладывать» материнство, но   репродуктивное здоровье наших современниц оставляет желать лучшего. Сексуальная раскрепощённость, гражданские, ни к чему не обязывающие  браки тоже подрывают семейные ценности. Когда женщина сама не защищена, ей гораздо сложнее решиться родить ребёнка.

—  По вашим наблюдениям, что всё-таки побуждает социально благополучных людей к многодетности? Как они объясняют свой выбор?

— Большинство тех многодетных здоровых семей, с которыми лично я имею дело, религиозны, хотя и не ортодоксы. В этих семьях придерживаются убеждения: ребёнок – великий дар, любая жизнь – огромная ценность.    

— Насколько, по-вашему, верно мнение, что старшие братья и сёстры из многодетных семей, выполнявшие роль няньки для сиблингов, вырастая, часто не хотят обзаводиться собственными потомками, поскольку считают –  у них «украли» детство?

— Каких-то убедительных, авторитетных доказательств, что это так, я не встречала. Да, наверное, кто-то может привести подтверждения этому из личного опыта. Но я, например, знаю примеры того, как первенцы из многодетных семей не боятся заводить наследников, объясняя это в том числе тем, что «натренировались» на младших сиблингах и обрели навыки ухода и заботы за малышами.      

— Что, на ваш взгляд, могло бы стимулировать рождаемость?

— Я за адресный подход в вопросах поощрения рождаемости. Мне кажется, государство должно, в первую очередь, поддерживать те здоровые пары, которые стремятся создать семью и иметь детей, но финансово стеснены. Именно они, а не маргиналы, должны получать социальное жилье, родительский капитал и т.п. Нужно социально защитить молодых женщин, ведь сегодня многие из них боятся уходить в декретный, поскольку экономически очень уязвимы. А ещё, разумеется, чрезвычайно важна роль родителей, пример их отношений между собой и к детям, тех ценностей, на которых человек воспитывается. Если отец и мать считают детей самым главным капиталом, искренне любят их, заботятся, занимаются развитием, то наверняка их потомки тоже захотят свить своё гнездо, продолжить род, обзавестись наследниками. Святитель Иоанн Златоуст сказал: «Дайте мне одно поколение хороших матерей-христианок, и я изменю мир». Духовно и физически здоровое поколение – главное условие для улучшения нашей демографической ситуации.  

zviazda.by

Поделиться с друзьями
2 469 просмотров