Лукашенко дал интервью информагентству Франс Пресс
Президент Беларуси Александр Лукашенко дал интервью информационному агентству Франс Пресс (AFP, Agence France-Presse), сообщает БЕЛТА.
В качестве интервьюера выступил заместитель директора и главный редактор бюро Франс Пресс в Москве Антуан Ламброскини.
Александр Лукашенко высказался по ряду актуальных тем как международной повестки, так и касательно внутренней ситуации в стране.
Во время беседы Глава государства ответил на вопросы о том, когда завершится конфликт в Украине, в каком случае его можно было избежать и какова роль Беларуси в российской спецоперации.
Войну в Украине можно закончить хоть сейчас, но есть главное условие, отметил Александр Лукашенко. «Это все зависит от Украины. Сейчас особенность момента в том, что эту войну можно закончить на более приемлемых условиях для Украины. Но Украине никто не даст закончить войну», — считает Президент.
По мнению Главы государства, в первую очередь Украина должна сесть за стол переговоров. «И согласиться, что они не будут угрожать никогда России и не будут иметь на территории Украины то оружие, которое будет угрожать российской территории. Это главное. А денацификация и прочее — это философия. Главное — безопасность России. Никогда российская власть, имея эту мощь и богатства России, не отступится от этого», — подчеркнул он.
«Дайте гарантии. Помогите Киеву. Киев даст эти гарантии, если вы, натовцы и американцы, согласитесь, что с территории Украины никогда не будет угрозы российской территории. А тогда Россия даст гарантии безопасности Украине», — убежден Александр Лукашенко.
«Какая Украина? Там еще будут Херсон, Донецк, Луганск», — уточнил французский журналист.
«Слушайте, это уже не обсуждается. Можно было говорить в феврале-марте об этом. Понимаете, там живут русские люди, которых украинцы гнобили. А зачем? Я же поляков сейчас не наказываю за ту политику, которую проводит Польша в отношении нас. Я всегда говорю: у нас есть поляки этнические, но это „мои“ поляки. Они имеют все права, как и белорусы. Мы их любим, уважаем и ценим. И они себя ведут достойно в основном. Зачем тогда было русский язык запрещать, зачем было внутри Украины проводить ту политику, которую проводили Порошенко, Зеленский? Они же все время изнутри толкали Украину этим самым к войне», — заявил Президент.
По его мнению, на протяжении последних лет в Украине складывались внутренние причины для обострения отношений с Россией. Например, украинские власти, заметил Глава государства, намеренно ограничивали использование русского языка, оскорбляли и демонизировали руководство России.
«Там были внутренние причины для того, чтобы Россия, грубо говоря, поставила Украину на место. Зачем вы оскорбляли власть в России? Зачем вы Президента Путина оскорбляли? Макрона они ведь так не критиковали, хотя было за что. Когда Байден поднимался по трапу и упал, у нас в Беларуси никто над этим не смеялся. Всякое бывает. Я понимаю: бежал человек, упал. Не надо было бежать. Но споткнулся и споткнулся. А вы что творили и творите против Путина? Зачем вы его демонизируете, зачем вы его оскорбляете? То есть это тоже нехороший фон. Может, это не причина для операции, но фон нехороший», — отметил Александр Лукашенко.
Но главное, подчеркнул Президент, никто не дает России гарантий безопасности, того, что ей не грозит агрессия с территории Украины. «Вам, натовцам и американцам, нужна была война, и вы делали все до мелочей, чтобы эту ситуацию создать, чтобы подтолкнуть к этому», — отметил Глава государства.
Журналист высказал мнение, что Президент России Владимир Путин, судя по его высказываниям, мечтает о неком славянском государстве.
«Это я мечтал о славянском государстве. Они проталкивали идею в свое время русского мира. Это я всегда с 90-х годов говорил о том, что есть славянские государства. Я видел там и поляков, словаков, болгар и прочих. И мы не должны терять вот эту связь. Да, каждый живет в своем государстве. Но мы славяне. Я об этом говорил. Поэтому Путин ни о каком панславянском государстве не говорил и не мечтал. Это вы уже придумали», — сказал Александр Лукашенко.
Во время интервью Глава государства высказался на тему возможного продовольственного кризиса и способов его предотвратить.
«Сейчас все говорят про голод. И я согласен, что мы очень близко от этого барьера. Голод просто стучится. Многие голодают уже. Можно было бы сказать: „Не критично“. Но как „не критично“, если каждые 10 секунд умирает ребенок в мире? Не голод? Голод. Будет еще хуже. И я очень жестко сейчас ставлю вопрос (это касается крестьян, да и всей страны) по уборке урожая. Надо собрать все. Надо мобилизоваться. Потому что, не дай бог, голод, вот тогда будет диктатура. И во Франции в том числе. Потому что надо народ спасти. Не накормить, а спасти, чтобы люди не умерли», — сказал белорусский лидер.
По его словам, такие жесткие требования со стороны Президента могут быть расценены как диктатура, но в данном случае это оправдано важной целью — улучшить жизнь людей, не допустить критических ситуаций. «Пожалуйста, можете меня за это критиковать. Но я это обосновываю тем, чтобы завтра было людям лучше. А не то, что мне вот хочется диктовать и я с ума сошел, сидя в центре Европы, в относительно небольшой стране, с небольшим населением, я чего-то начинаю диктовать и еще душить собственный народ, который проголосовал за меня давным-давно и поддерживает меня до сих пор», — отметил Глава государства.
Отвечая на вопрос, как долго он намерен оставаться на посту Президента, Александр Лукашенко подчеркнул, что данное решение принимает не он, а белорусский народ. «Я, может быть, давно бы отошел от власти, если бы определенная ситуация была в стране и за ее пределами. А вот многие с 2020 года, которые, как вы говорите, вышли на улицы, сегодня очухались, поняли, что могло быть, и говорят: „Так мы же неправильно поступили. А если бы его (Александра Лукашенко на посту Президента. — Прим.) не было, что бы было?“. Так люди говорят. Поверьте, я знаю настроение людей», — сказал белорусский лидер.
«Если бы я в 2020 году все бросил и ушел? Сегодня страна была бы другая и интервью вы бы брали у других людей. И политика была бы другая. Сегодня было бы в Беларуси хуже, чем в Украине. Извините за нескромность», — добавил Президент.