Самый древний город Беларуси: Полоцк отмечает 1160-летие

Полоцк — самый древний город Беларуси. В 2022 году он отмечает свое 1160-летие. Уникальный, волшебный, неповторимый — так говорят о городе все, кто хоть однажды побывал в нем. К тому же Полоцк — сакральное, святое место белорусской государственности. Здесь правили легендарные князья Рогволод и Всеслав Чародей, здесь родилась Рогнеда. Город дал Беларуси и миру выдающихся просветителей — преподобную Евфросинию Полоцкую, Франциска Скорину, Симеона Полоцкого.

Современный Полоцк — это фактически музей под открытым небом. В нем находится более сотни исторических ценностей. Помимо уникальных исторических памятников и музеев есть в городе и весьма оригинальные. В 2003 году здесь был установлен памятник одной из букв белорусского алфавита — букве «Ў». В 2006 году открылся природно-экологический музей в бывшей водонапорной башне. В 2008 — памятный знак «Географический центр Европы».

Посетить город в праздничные дни особенно ценно. Мероприятия, посвященные юбилейному Дню рождения Полоцка, состоятся 27-29 мая. Празднование пройдет под девизом «Полоцк — территория единства». К юбилею приурочат литературный форум «Центр Европы», фестиваль белорусской кухни, мероприятия республиканского фестиваля-конкурса «Вясновы букет». Традиционно будет работать и Город мастеров. Все желающие смогут поучаствовать в мастер-классах по разным видам ремесел, сделать памятные фото в тематических фотозонах и, конечно, приобрести сувениры, сделанные ремесленникам. Возвращаются полюбившиеся горожанам «Шедевры музыкального искусства у стен древней Софии». 27 мая состоится концерт Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь, который исполнит любимые мелодии Михаила Финберга, в память о человеке, который много сделал для развития культуры и музыкального искусства Беларуси. Вечером 28 мая на площади Свободы пройдет праздничная программа «С днем рождения, Полоцк!».

Гостям юбилея будут предложены несколько новых интерактивных проектов, например, в стиле ретро, где будет возможность участвовать в изготовлении сувениров в виде полоцкой монеты. Также будет организован спортивно-туристический проект «Соединяя два берега», когда на байдарках можно отправиться от гостиницы «Парус» и пристать рядом с обновленным парком имени 50-летия Победы, а затем пройти туристическую полосу препятствий.

Ко Дню города в Полоцке по улице Иоанна Зодчего появится мурал. В основе изображения меч Х века, найденный в Полоцке и хранящийся в местном краеведческом музее. Меч издавна был сакральным символом власти, достоинства, справедливости. Вонзая меч в землю, князь декларировал мир и свой суверенитет на определенной территории. Образ станет напоминанием о силе и могуществе легендарного Полоцкого княжества, уникальном значении Полоцкой земли, ставшей колыбелью белорусской государственности, просвещения, культуры.

История Полоцка

Первое летописное упоминание о Полоцке относится к 862 году. Город был основан племенами кривичей недалеко от того места, где река Полота впадает в Западную Двину.

В середине X века Полоцк стал столицей Полоцкого княжества, самого могущественного на территории Беларуси в X-XIII столетиях. Его границы значительно превышали современные границы Полоцкого района. Во время княжения Братислава Изяславича (1003—1044 годы) и Всеслава Чародея (1044—1101 годы) Полоцкое княжество достигло наивысшего расцвета.

Легенды о Всеславе Чародее

Полоцкий князь Всеслав Брячиславович Чародей (Всеслав Вещий) свое прозвище получил за невероятную удачливость, позволявшую ему избегать неминуемой смерти и уходить от погони, что способствовало появлению многочисленных легенд о его магических способностях. Даже рождение князя окружено ореолом таинственности. По народным поверьям, князь появился на свет вследствие «волхвования», то есть магических процедур древних волхвов. Волхвы наделили князя чудесными свойствами: вещей душой, позволяющей ему предвидеть грядущие события, и даром превращений. Считалось, что князь по своему желанию мог превращаться в серого волка, ясного сокола или златорогого тура. Он мог преодолевать огромные расстояния за короткий промежуток времени, неожиданно появляться в разных местах. Родимое пятно на голове князя было воспринято как свидетельство принадлежности ребенка к особенным личностям, его волшебной сути. Предания говорят, что правителем Полоцка он стал в 15 лет, при этом молодой князь был отважен и не по годам мудр. Личность Всеслава нашла отражение в былине «Волх Всеславьевич». Здесь Всеслав — сын княгини и лютого Змея — предстает в образе чародея и богатыря, мудрого правителя, смелого воина и победителя индийского царя. Всеслав Вещий известен и как герой «Слова о полку Игореве», а также выделяется необычайно длительным княжением в Полоцке — 57 лет.

Через Полоцк проходили многочисленные сухопутные и речные торговые пути, в том числе и так называемый «путь из варяг в греки», соединявший Прибалтику с Черноморским регионом. Это содействовало быстрому экономическому, политическому и культурному развитию города.

В конце Х века на Полотчине начинает распространяться христианство, до которого царила языческая система верований. В отличие от Киева крещение полочан носило не насильственный характер и принятое христианство еще долго являлось внешней формальностью. Позиции христианства укрепились после строительства Всеславом Чародеем в 50-е годы ХI века Софийского собора и основания им и его наследниками ряда монастырей, первыми из которых можно считать Бельчицкий, Спасо-Евфросиниевский, Борисоглебский, Предтеченский. Просветительская деятельность Ефросинии Полоцкой содействовала укреплению христианских ценностей среди местных жителей.

В середине ХI века центр древнего Полоцка был перенесен на правый берег Западной Двины. С этого времени город получил новый импульс для развития.

События 1067 года, в особенности битва на Немиге и плен Всеслава Чародея, привели к существенным последствиям: Полоцкое княжество на некоторое время потеряло независимость и своего князя (вместо него был назначен киевский наместник), центр Полотчины экономически слабнет, снижается внешнеполитическая активность. ХII век в истории Полотчины был еще более трагическим и прошел в условиях междоусобной борьбы князей. В конце века постепенно междоусобные ссоры затихают и в 1180 году произошел совместный поход шести князей Полотчины на Друцк ради укрепления единства княжества.

В середине ХIII века Новогрудок начал объединять белорусские земли. Полоцк уступил свое историческое место.

В XIII-ХVI веках Полотчина входила в состав Великого княжества Литовского. В 1498 году в городе было введено Магдебургское право. В 1504 году было создано Полоцкое воеводство.

На протяжении веков полочанам не раз приходилось отстаивать свою независимость с оружием в руках. С начала XIII столетия жители Полоцка героически сражались с немецкими крестоносцами, которые ворвались в Прибалтику и захватили некоторые поселения Полоцкой земли. Полоцкая хоругвь участвовала в разгроме Тевтонского ордена под Грюнвальдом в 1410 году.

В 1579 году польский король Стефан Баторий захватил Полоцк, в результате чего Полотчина вновь соединилась с белорусскими землями, но уже в составе нового государства — Речи Посполитой.

Итоги Ливонской войны были катастрофичными для края, который более 20 лет был театром активных военных действий. Население сократилось, хозяйственная жизнь пришла в упадок. Сильно пострадал город и во время Северной войны (1700—1721).

Вся власть в Речи Посполитой ХVIII века принадлежала шляхте. Слабая королевская власть была бессильной в борьбе со шляхетской анархией. До конца ХVIII века Речь Посполитая вступила в полосу глубокого кризиса. Россия, Австрия и Пруссия наблюдали за тем, как Речь Посполитая теряет последние силы. В 1772 году они провели первый раздел Речи Посполитой. В 1772 году правобережная часть вошла в состав Российской империи. 14 августа 1776 года образована Полоцкая губерния с центром в г.Полоцке. В 1793 году и левобережная часть Полотчины вошла в состав Российской империи.

Согласно первой всеобщей переписи населения Российской империи в 1897 году в Полоцком уезде проживало 141 847 человек.

В 1904 году была создана полоцкая группа РСДРП. В 1917 — состоялось Уездное крестьянское собрание. В 1918 — первый съезд рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. С 25 февраля по 21 ноября 1918 года часть Полоцкого уезда была оккупирована германскими войсками.

В 1924 году Полоцк вошел в состав БССР, в том же году был образован Полоцкий район.

Полоцк в годы Великой Отечественной войны

В начале Великой Отечественной войны части Красной армии более трех недель удерживали противника на подступах к городу. Полоцк был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками 16 июля 1941 года. Территория района вошла в зону армейского тыла группы армии «Центр».

В августе 1941 года начало действовать Полоцкое партийно-комсомольское подполье. Из подпольщиков, которые ушли в леса и объединились в партизанский отряд, в июне 1942 года была создана 3-я Белорусская партизанская бригада. В сентябре был создан Ветринский подпольный райком ЛКСМБ и РК КП(б)Б. Осенью этого же года создана Полоцко-Лепельская партизанская зона. Всего на территории района действовало 2 отдельных партизанских отряда, 7 отрядов 3-й Белорусской бригады, 16 отрядов бригады «Неуловимые», бригады им. Чапаева и им. К. Е. Ворошилова (6 отрядов), бригада Кривского (3 отряда), Смоленский партизанский полк, 6 спецгрупп особого назначения.

29 июня—7 июля 1944 года проходила Полоцкая наступательная операция. Войсками 1-го Прибалтийского фронта был освобожден Полоцкий район. 4 июля 1944 года освобожден Полоцк.

За период оккупации немецкие захватчики сожгли 194 населенных пункта, уничтожили около 150 тыс. военнопленных и жителей. Были разрушены все промышленные предприятия, электростанции, железнодорожный узел, культурно-просветительские учреждения, 96% жилого фонда.

Тысячи уроженцев района сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Они защищали Москву и Ленинград, участвовали в Сталинградской и Курской битвах, освобождали родную Беларусь, Европу, штурмовали Берлин.

В память о погибших воинах Красной армии и жителях Полоцка в южной части города, на левом берегу Западной Двины в 1966 году был насыпан Курган Бессмертия. В 2009 году указом Президента Полоцк награжден вымпелом «За мужество и стойкость в годы Великой Отечественной войны».

Полоцк современный

Город представляет собой крупный административный, культурно-туристический и промышленный центр Витебской области. Он расположен в 210 км к северу от Минска и в 100 км на северо-запад от Витебска. По данным Белстата, на 1 января 2022 года в Полоцке проживало 79 896 человек. Площадь города составляет 40,77 кв. км.

Сегодня Полоцк — современный европейский город. Реальный сектор экономики представлен промышленными и строительными организациями, предприятиями торговли и сервиса, учреждениями социально-культурной сферы. В 2010 году Полоцк первым среди белорусских городов был удостоен звания «Культурная столица Беларуси». В 2011 году он стал победителем республиканского конкурса «Лучший город для бизнеса Беларуси».

В 2017 году в Полоцке прошел национальный праздник — День белорусской письменности. Тогда в городе воедино соединились сразу три праздника — 500-летие белорусского книгопечатания, 1155-летие Полоцка и непосредственно День письменности. В том же году Полоцк стал молодежной столицей Беларуси.

Культура Полоцка и знаменитые земляки

Во все времена славился Полоцк своей культурой. Построенный в XI столетии Софийский собор — один из самых ранних храмов Древней Руси. Для его возведения были приглашены мастера из других городов и стран. Возведенный на самом высоком берегу Западной Двины собор олицетворял собой независимость, силу и мощь Полоцка. В середине XVIII столетия Софийский собор был основательно перестроен архитектором Яном Главбицем и в таком виде дошел до наших дней.

Строительство Софийского собора положило начало развитию полоцкой архитектурной школы, расцвет которой пришелся на середину XII столетия. Творчество местных зодчих с блеском воплотилось в Спасо-Преображенской церкви Спасо-Преображенского монастыря, возведение которой связано с именем внучки Всеслава Чародея — преподобной Евфросинии, игуменьи Полоцкой, известной просветительницы и первой женщины на Руси, которую церковь канонизировала в святые. Церковь с ее фресками — один из редчайших славянских памятников, сохранившийся до наших дней целиком.

С именем Евфросинии Полоцкой связано создание и шедевра старобелорусского ювелирного искусства — напрестольного креста, созданного в 1161 году мастером-ювелиром Лазарем Богшей по заказу преподобной для Спасской церкви Спасо-Преображенского монастыря. Миниатюры этого мастера, украшавшие реликвию, не уступают лучшим образцам византийского прикладного искусства, имевшим всемирную славу. Крест, который считается белорусской святыней, во время Великой Отечественной войны был утерян, но в 90-х годах XX столетия был воссоздан белорусским мастером-ювелиром Николаем Кузмичом. Как и в древности, эта святыня сейчас находится в Полоцке.

В XVI столетии огромный вклад в белорусскую и восточнославянскую культуру внес полочанин Франциск Скорина. 6 августа 1517 года в Праге вышла в свет Библия на древнебелорусском языке — «Псалтырь», которую издал Франциск Скорина. Именно эта дата считается днем рождения белорусского книгопечатания. Библия Франциска Скорины стала первой печатной книгой для восточных славян. Она вышла раньше, чем английский и французский переводы, почти на 50 лет опередила «Апостол», изданный в московской типографии. Это был научный, духовный и образовательный прорыв. После выхода «Псалтыря» почти каждый месяц издавались все новые и новые тома Библии: Книга Иова, Притчи Соломона, Экклезиаст. В течение 1517—1519 годов в Праге Франциск Скорина выпустил в свет свыше 20 иллюстрированных библейских книг, переведенных им на понятный широкому читателю язык. Каждую из книг издатель снабдил предисловием и послесловием, отражающими конфессиональные, философские и просветительские воззрения Скорины. Также Франциск Скорина украсил свои книги высокохудожественными гравюрами, по которым можно изучать жизнь белорусов тех лет — быт, одежду, технику строительства. Смело отступая от канонов, Скорина представил в «Библии» собственный портрет.

Франциск Скорина — один из величайших сынов Беларуси. Его имя носят учебные заведения и улицы, библиотеки и общественные объединения. В честь Скорины названы высшие награды Беларуси: орден и медаль. Памятники Скорине установлены в Минске, Полоцке, Лиде, а также в Калининграде, Вильнюсе и Праге. 1990 год был объявлен ЮНЕСКО годом Франциска Скорины.

В Полоцке родился Симеон Полоцкий — деятель восточнославянской культуры XVII века, поэт, переводчик, драматург и богослов-просветитель, один из воспитателей Петра I. Полочане чтут память своего знаменитого земляка. В городе в настоящее время существует музей-библиотека Симеона Полоцкого. В 2003 году в его честь был установлен памятник.

Полоцкую землю прославил и Василий Тяпинский — известный белорусский гуманист-просветитель, писатель и книгоиздатель. В своем родовом поместье Тяпино он основал типографию, в которой напечатал «Евангелие» параллельно на церковнославянском и старобелорусском языках. Предисловие к нему, которое сохранилось в рукописи, один из лучших образцов белорусской патриотической публицистики XVI века. Издание украшено инициалами, наборным орнаментом, шрифт стилизован под шрифты книг Франциска Скорины и Сымона Будного, что свидетельствует о преемственности печатно-издательских традиций. Исследователи предполагают, что в 1562 году Тяпинский напечатал в Несвиже два произведения Сымона Будного «Катехизис» и «Оправдание грешного человека перед Богом». Деятельность Василия Тяпинского способствовала зарождению, подъему и консолидации широкого национально-культурного и патриотического движения в Беларуси в конце XVI — начале XVII веков.

Полоцк является родиной многих выдающихся людей. Здесь родились Петр Васильевич Васюченко (1959) — белорусский писатель, литературовед, критик, драматург; Борис Григорьевич Галеркин — академик АН СССР, инженер-генерал-лейтенант; Наум Яковлевич Гальперович — белорусский поэт, публицист, журналист; Дмитрий Никифорович Кайгородов — профессор Санкт-Петербургского лесного института; Нинель Ивановна Счастная — художница, заслуженный деятель искусств БССР; Юрий Викторович Тарич — белорусский советский кинорежиссер и сценарист, основоположник кинематографии Беларуси и другие.

Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник

Все недвижимые памятники Полоцка (архитектурные и археологические) наряду с движимыми (более 100 000 единиц) включены в музейное собрание Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Сам заповедник, с его охранной зоной, зоной регулирования застройки, существующими и будущими музеями, является ядром, вокруг которого создаются условия для превращения исторического Полоцка в город-музей.

Научно-исследовательское и просветительное учреждение культуры Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник представляет собой уникальную историческую территорию, памятники которой охраняются, изучаются, реставрируются и приспосабливаются под музейные экспозиции. Его формирование началось в 1967 году, в 1985 году заповеднику был придан статус самостоятельного музейного объединения. С 2004 года он носит свое современное название.

Всего в составе музея-заповедника насчитывается одиннадцать музеев: Детский музей, Краеведческий музей, Музей белорусского книгопечатания, Музей-библиотека Симеона Полоцкого, Музей боевой славы, Музей истории архитектуры Софийского собора, Музей-квартира Героя Советского Союза З. М. Туснолобовой-Марченко, Музей традиционного ручного ткачества Поозерья, Природно-экологический музей, Стационарная выставка «Прогулка по Нижне-Покровской», Художественная галерея.

Кроме музеев в состав заповедника включены охраняемые территории Полоцка: Селище и Городище (VI-VIII вв.); Заполотье (1 тыс. до н. э.); Верхний замок с Софийским собором (XI-XVIII вв.); Нижний замок с Валом Ивана Грозного (XVI в.); Спасо-Преображенская церковь с фресками и фундаменты храма-усыпальницы (XII в.); Комплекс бывшего Бельчицкого (Борисоглебского) монастыря (XII в.); «Домик Петра I» (XVII в.); Комплекс бывшего иезуитского коллегиума с подпорной стеной (XVIII в.); «Теплая» Евфросиньевская церковь (XIX в.); Крестовоздвиженский собор (XIX в.); Комплекс Богоявленского монастыря с собором и братской школой (XVIII в.); Лютеранская кирха (начало XX в.); Красный мост (XIX в.)

Источник: БЕЛТА.

Поделиться с друзьями
934 просмотров