Хлеб на столе — самый лучший знак благополучия и достатка в доме. Чего нельзя и что нужно класть на стол?

Наши предки наделяли стол необыкновенным статусом, потому что он был своеобразным сакрально-магическим, ритуально-обрядовым и морально-этическим центром семейно-родового мироздания, воплощением благополучия семьи, знаком ее единения и перспективы Благодатного продолжения на ближайшие сто лет... Исключительный высокий этнокультурный статус стал способствовать созданию большого количества разнообразных предписаний и регламентаций.


В традиционных представлениях отношение человека к пространству вокруг стола и особенно его поверхности можно было сравнить только с отношениями к земле. До Благовещения нельзя было вбивать кол или втыкать нож в землю, то же самое никогда нельзя было делать и в отношении стола. Особенно запрещалось класть тот нож, которым что-то нарезали. Имелось в виду: стол объединяет, соединяет семью в единое целое, поэтому та вещь, которая делит целое на части, не может находиться на его поверхности. На него запрещалось садиться, класть многочисленные вещи (шапку, сумку, ключи, деньги). За стол нельзя было садиться, не помыв перед этим руки.

Стол должен был быть накрыт скатертью. В противном случае срабатывал принцип сходства: «голый» (ненакрытый) стол (его сравнивали с мужчиной, который отправился в дальний путь без шапки) угрожал дому разорением, несчастьями. Внимательно следили за тем, какой стороной расстилали скатерть: обратную, или «левую», сторону скатерти символизировала исключительность или исключенность из повседневной жизни — «левой» стороной застилали только траурные столы! В Беларуси говорили: «Если на стол послать настольник наизнанку, то люди будут сторониться того дома».

Среди славян существовало неписаное, но обязательное к исполнению правило: если отдавали (или продавали) свой стол соседям, например, для свадьбы, то его необходимо было выносить из дома только покрытой скатертью.

В сознании народа сформировался комплекс регламентаций, направленных на поддержку статуса святости и одновременно на запрет целому ряду вещей попадать в пространство стола: это прежде всего нож (он символизировал деление целого на части, что противоречило основной идее стола — единению), деньги (олицетворяли как счастье, благополучие, достаток, так и вражду, ссору), ключи (чтобы не оказаться там, где закрывают «на ключ», т. е. в тюрьме), гребень (чтобы голова не болела), шапка (чтобы не разориться и не «пойти с шапкой да сумкой «по миру; «ведь не выйдешь из долгов»); топор («ведь волки прицепятся до скота и будут залезать аж в сараи»).

Самым лучшим знаком благополучия и достатка в доме служил хлеб на столе. От людей преклонного возраста не один раз приходилось слышать следующее поучение: «Если вы желаете, чтобы в вашем доме всегда были спокойствие и взаимопонимание, чтобы вы никогда не ссорились со своими гостями, прежде всего на стол, который сервируется, положите буханку непочатого хлеба и только потом ставьте все остальное».

Давайте еще раз проследим за нашими действиями, когда мы начинаем готовить праздничный стол. Мы постелили «правой» стороной красивую скатерть, а затем начинаем расставлять тарелки, посуду для разных напитков, кладем персональные вилки, ножи, ложки. Что получается — в течение какого-то времени наш символ благополучия стоит «лысый», «голый», с пустой посудой. Какую перспективу жизни на ближайшее время мы таким образом закладываем — ту же нищету и пустоту? Значит, здесь что-то не то, где-то мы существенно ошиблись. Именно хлеб нужно положить посередине стола на только что застеленную скатерть. А вот после этого вы можете ставить «пустые» тарелки (мы специально акцентируем на этой детали ваше внимание). Но хлеб — символ жизни — не очень согласуется с пустой посудой. Помните: как только вы разлили по бокалам какое-нибудь питье, то пустую бутылку со стола быстро убирают. Все правильно, вы логически рассуждаете, осталось сделать только один существенный шаг, и все станет на свои места. Пустыми тарелками наши предки никогда гостей не встречали. Ту буханку хлеба, вокруг которой началось формирование (сервировка) стола, вы вынимаете из ритуального центра, нарезаете и кладете (!) на каждую индивидуальную тарелку по два (!) кусочка (по паре). Люди придут на праздничное мероприятие семейными парами, а хозяева радушно встретят их той же четностью – двумя кусочками хлеба. Вот это наш этикет, наши правила добрососедства, наша забота о благополучии каждой пары гостей.

Оксана КОТОВИЧ, Янка КРУК
zviazda.by

Поделиться с друзьями
1 893 просмотров