В 1-й класс можно и в 5 лет. Какие изменения в Кодексе об образовании повлияют на привычную жизнь школ
Закон, которым утверждается новая редакция Кодекса об образовании, был подписан Президентом Беларуси Александром Лукашенко на днях. Документ предполагает свыше 200 изменений и более 12 новых норм. О том, какие позиции наиболее сильно повлияют на привычную жизнь школ, агентству «Минск-Новости» рассказали директора столичных учреждений общего среднего образования.
Усилена дисциплина
— Основные цели, задачи и требования к организации воспитательного и образовательного процесса в обновленном документе не претерпели существенных изменений. Однако отдельные положения кодекса актуализированы, в том числе уточнены функции педагогов и законных представителей детей. В частности, закрепили нормы поведения, дисциплины и ответственности участников образовательного процесса, — считает директор гимназии № 24 Татьяна Лукша. — И самое главное, теперь родители обязаны обеспечить выполнение детьми требований учредительных документов и правил внутреннего распорядка для обучающихся. Мамам и папам также дано право на получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, методах обучения, результатах детей. Но в порядке, который определяет администрация учреждения. Конечно, способы взаимодействия родителей и школы определяются с участием органов самоуправления учреждения, в которые входят в том числе и законные представители учащихся. Это как раз то нововведение, которого мы очень ждали: усилена дисциплина на всех уровнях образования, и это касается всех участников образовательного процесса — и родителей, и детей, и педагогов.
Директор столичной гимназии № 1 им. Ф. Скорины Наталия Бушная также считает, что требования должны быть повышены ко всем, кто так или иначе участвует в жизни школы и воспитании подрастающего поколения.
— Мы всегда говорили о том, что начинать надо с педагогов. Есть позиции, установленные правилами внутреннего распорядка, относящиеся к классным руководителям, учителям. Условно, педагог обязан поставить в известность администрацию, если он заболел, ведь речь идет о проведении урока. Это ответственность. Есть требования к учащимся, скажем, придерживаться делового стиля одежды, не опаздывать на занятия. И если это не выполняется, должны приниматься какие-то дисциплинарные меры. И по отношению к родителям есть ряд общих требований, которые необходимо соблюдать. При этом каждое учреждение образования разрабатывает свои правила внутреннего распорядка, определяет, например, то, как будет проходить процесс общения и взаимодействия школы и законных представителей учащихся. У нас есть дни консультаций, родительские собрания и заседание родительского клуба. Считаю, этих трех позиций вполне достаточно, чтобы системно строить отношения с мамами и папами. Безусловно, у родителей есть телефон классного руководители, и если возникают экстренные вопросы, они могут связаться с педагогом, — объясняет директор гимназии.
Итоговая аттестация в виде ЦТ
Т. Лукша обращает внимание на важное изменение, касающееся проведения итоговой аттестации выпускников. С 2023 г. ребята 11-х классов будут сдавать экзамены в виде централизованного тестирования.
— Это сразу решает несколько проблем. Во-первых, дети получат самую объективную оценку знаний. В проведении аттестации не будут участвовать учителя, которые преподавали у них в школе. Само испытание будет проходить на определенных площадках, например, в вузах, по аналогии с ЦТ. Во-вторых, изменится форма экзаменов. Раньше выпускникам приходилось готовится и к изложению, и к контрольной письменной работе. Затем для поступления в вуз ребята сдавали и ЦТ. А сейчас испытание будет проходить только в виде теста. Уже определено, что этот национальный экзамен у выпускников будет по двум предметам — русскому или белорусскому языку, а также математике. Это значительно упрощает работу детям и педагогам по подготовке к итоговой аттестации. Кроме того, на адаптацию к изменениям дается год. Предметы для ребят не новые, они сдавали их при поступлении в вуз. Теперь после школы они получат сертификаты о прохождении национального экзамена, которые будут приниматься и в высших учебных заведениях как вступительное испытание. Для школьников это большой плюс, — считает Т. Лукша.
Поступление в 10-е классы гимназий — по конкурсу
В обновленном кодексе прописаны изменения, касающиеся поступления в старшие классы гимназий.
— Это касается 10-х классов. Ребята будут зачисляться на конкурсной основе. В прошлые годы мы принимали туда всех, кто пожелал продолжить обучение в стенах учреждения. Но старшая ступень в гимназии — профильная. И тот, кто намерен осваивать определенные выбранные предметы на повышенном уровне, должен быть к этому готов. Но порой получалось, что в 10-е классы мы набирали и тех, у кого, условно, по профильному предмету было 5 баллов. И мы обязаны были их взять. Хотя совершенно понятно, что желание ребенка должно несколько коррелировать с учебными достижениями. Сейчас же закрепили норму: зачисление организуют на конкурсной основе, возможно, по среднему баллу документа об образовании и отметкам по профильным предметам. И такие пороговые оценки станут хорошей мотивацией для детей, чтобы они более осознанно выбирали направление, стремились на протяжении всей учебы к более высоким достижениям. Это мировая практика. Она к нам пришла — и это правильно, — отмечает Н. Бушная — По каким критериям будут отбирать ребят? Этот вопрос будет конкретизирован Министерством образования позже. Экзаменов никаких не будет, но, думаю, отметки сыграют роль — у кого будет выше балл, тот и поступит.
Аналогичный принцип отбора существует сейчас в профильные классы школ. Чтобы выпускнику базовой ступени поступить в такой 10-й класс, необходимо иметь средний балл документа об образовании не ниже 6, а по профильным предметам — не ниже 7. Гимназий же это правило не касалось.
— Считаю — и такого мнения придерживается общественность, педагоги, — отметка по профильному предмету у поступающего должна быть не менее 8 баллов. Изучать, условно, математику, физику или химию на повышенном уровне, имея шестерку, непросто. Это не будет создавать ситуацию успеха для учащегося, будет тянуть его назад. Может, школьник подумает и выберет другой профиль или более ответственно отнесется к учебе, чтобы к старшей школе иметь хороший результат, — рассуждает Н. Бушная.
При этом она отмечает, что нововведение не коснется тех, кто некогда поступал в 5-е классы гимназий, сдавая экзамены. Они продолжат обучение на старшей ступени без конкурса.
В 1-й класс — в 5 лет
— Новая редакция кодекса позволит зачислять детей, которым не исполнилось на 1 сентября 6 лет, в 1-е классы. Ранее родителям необходимо было обращаться в Министерство образования, чтобы получить такое разрешение. Теперь администрация школы или гимназии имеет право на местах решать этот вопрос. Правда, при условии, что деткам 6 лет исполнится до 31 декабря. Также родители должны предоставить медицинскую справку с заключением о том, что ребенок годен к учебе в школе. И такие дети есть в нашей гимназии. Но все они приносили разрешение Министерства образования. У них была очень хорошая подготовка к 1-му классу, родители не хотели терять год, оставляя ребенка в саду или обучая на дому. Все-таки школа — это социализация, общение с детьми, дальнейшее развитие, — считает Т. Лукша.