Тяжелая правда о Холокосте
В годы Великой Отечественной войны известный писатель Илья Эренбург был корреспондентом газеты «Красная звезда», он также писал и для других газет и Совинформбюро. Сообщения Эренбурга для зарубежных информагентств, переводы его статей из «Красной звезды» были популярны и в антигитлеровских странах. В оккупированных странах они распространялись подпольно. В 1942 году Эренбург вошел в Еврейский антифашистский комитет и вел активную деятельность по сбору и обнародованию материалов о Холокосте. По замыслу Эренбурга, в сборник должны были войти рассказы спасшихся евреев, их записки и дневники, воспоминания свидетелей зверств, немецкие приказы, показания палачей. Все это должно было показать всю глубину трагедии еврейского народа. В сборе материалов приняли участие более сорока писателей и журналистов. Впоследствии эти материалы были собраны и обобщены им и Василием Гроссманом в широко известную «Черную книгу».
В 1947 году в Москве по политическим причинам публикацию книги запретили. Почти семьдесят лет спустя, наконец, вышел в свет этот сборник. «Черная книга» – это уникальный архив документов и свидетельств очевидцев о преступлениях против евреев на территории СССР и Западной Европы в годы Второй мировой войны. В разделе «Белоруссия» публикуется письмо красноармейца Гофмана из г.п. Краснополье Могилевской области, подготовленное к печати Эренбургом. В письме говорится: «Я напишу еще об одной трагедии: о краснопольской. Там погибло 1800 евреев и среди них моя семья: красавица дочка, больной сын и жена. Из всех евреев Краснополья чудом уцелела одна – Лида Высоцкая, она мне написала про все. Я узнал, что за день до казни, когда уже нельзя было выходить из гетто, моя жена, с позорной биркой на груди, пробралась в город, чтобы раздобыть сушеные яблоки для больного сына. Она хотела продлить его жизнь хотя бы на день, и сердце несчастной билось любовью к сыну. 20 октября 1941 года немцы согнали всех и расстреляли. А детей они мучили два месяца и потом убили. Мой сын давно болел, но его спасали доктора. Советская наука спасла его, а эти звери его убили из автомата. Я муж без жены и отец без детей, и я уже немолод, но я третий год воюю, я мстил и буду мстить. Я сын великой родины и я солдат Красной Армии. Я вырастил младшего брата, он теперь воюет – он подполковник на 1-м Украинском фронте. Он тоже мстит. Я видел поля, усеянные трупами немцев, но этого мало. Сколько их должно погибнуть за каждого убитого ребенка! Передо мной, в лесу и в землянке, краснопольская трагедия, – там погибли дети, в других городах и деревнях, дети всех национальностей. И я клянусь, что буду мстить, пока рука сжимает оружие. 10 марта 1944 года».
Гофман Исаак Лазарович, 1894 года рождения, до начала Великой Отечественной войны с семьей проживал в городском поселке Краснополье, отсюда же, в 1941 году был призван в действующую армию. Прошел всю войну, был награжден боевыми наградами. Послевоенная судьба солдата неизвестна.
В. Лозовик,
старший научный сотрудник
Краснопольского районного историко-этнографического музея.