Тревожный рассвет
Оборона Брестской крепости – один из первых и самых драматичных эпизодов начального периода Великой Отечественной войны. Защитники крепости, атакованные на рассвете 22 июня 1941 года, продолжали сопротивление, как минимум, в течение месяца, оставались в глубоком тылу вермахта, наступавшего на Москву. Политрук Михаил Матвеевич Жуков провел в Брестской крепости всего несколько самых первых, самых страшных часов. Ему удалось остаться в живых.
Довоенная биография Михаила Матвеевича довольно простая и обычная для тех времён. Родился он в 1911 году в деревне Горы. Окончил местную школу, жил и трудился в хозяйстве отца. В неполные 18 лет уехал на Донбасс в город Горловка. Работал на шахте «Альберт» электрослесарем, машинистом врубовой машины. В 1934 году Луганским военкоматом был призван в пограничные войска Красной Армии. Службу проходил в Приморском крае на заставе «Винокурка» 58-го Гродековского погранотряда НКВД. В 1939 году закончил годичные курсы по переподготовке политработников в Хабаровске. Принимал участие в советско-финской войне в должности политрука артиллерийской батареи 7-го Паросозёрского пограничного полка НКВД. В апреле 1940 года был назначен на должность военкома, затем заместителя коменданта по политической части 3-й комендатуры 17-го Краснознамённого пограничного отряда НКВД города Бреста. В ночь с 21 на 22 июня 1941 года Михаил Матвеевич был ответственным дежурным по комендатуре, которая располагалась на территории Брестской крепости.
В Центральном пограничном музее ФСБ России сохранились воспоминания майора в отставке М.М. Жукова о первом дне войны в Брестской крепости и в городе Бресте, в них он пишет: «С 21 на 22 июня назначен ответственным дежурным по комендатуре. Примерно в 03.50 я услышал гул самолётов, уже начинало светать, и я заметил на сравнительно небольшой высоте над крепостью в наш тыл шли группами немецкие самолёты. Я тут же сделал попытку по телефону, телеграфу доложить оперативному дежурному погранотряда в город Брест, но, увы, связь отсутствовала, она была обрезана. И буквально в этот миг на крепость и штаб нашей комендатуры обрушился шквал огня, был страшный гул. При выходе из дежурной комнаты в коридор я оказался под завалом. Мои стоны и попытки освободиться были замечены телефонистами, с оружием в руках спускавшимися с 3-го этажа по почти разрушенной лестнице. Они мне помогли освободиться, оказали помощь и после передышки, когда шквал огня прекратился, мы осмотрели штаб и помещение 9-й заставы. Все было разрушено, и никого не было. По территории складских помещений мы двигались в направлении города Бреста и при выходе из крепости были обстреляны немцами, которые обходили крепость. После небольшой перестрелки нам удалось прибыть в город Брест в погранотряд. Вместе с группой пограничников, работников МВД под командованием начальника отряда товарища Кузнецова (майор Александр Петрович Кузнецов, начальник 17-го Краснознамённого пограничного отряда НКВД) на окраине города заняли оборону. В скором времени, примерно через 30-40 минут, нас атаковали немцы, но дружным огнём было отбито несколько атак. Во время этих боевых действий со стороны подошла танковая колонна и остановилась недалеко от нас. Мы обрадовались, рассчитывая на её силу, на её мощь. Однако после переговоров с А.П. Кузнецовым они предложили взять всех раненых на танки. Примерно 15 километров танковую колонну сопровождали немецкие самолёты и беспрерывно обстреливали и бомбили. Не помню названия моста, где колонна заняла оборону. Вскоре подошли немецкие лёгкие бронемашины, которых хорошо потрепали наши танки… Что касается воспоминаний о боевых действиях комендатуры и застав в начале войны, к моему сожалению, ничего написать не могу, так как я, будучи оперативным дежурным комендатуры, в первую минуту войны получил контузию (сотрясение мозга) и смог принять участие только в обороне города Бреста. О чём я выше писал…».
В октябре 1941 года под Вязьмой политрук М.М. Жуков в должности военкома отдельной роты особого отдела НКВД руководил обороной штаба 16-й армии и с боями прикрывал отход штабной группы. В апреле 1943 года был направлен на учёбу в город Боровск на курсы оперативных работников. После учёбы службу проходил в 109-м пограничном полку НКВД по охране тыла фронта в должности старшего оперуполномоченного полка. Войну закончил в Восточной Пруссии на берегу Балтийского моря. После войны служил начальником отделения комендатуры на Северных Курилах, в комендатуре города Феодосия, старшим оперуполномоченным пограничного отряда в городе Одесса, на многих других должностях. В октябре 1955 года вышел в отставку. Михаил Матвеевич награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны ӀӀ степени, орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За взятие Кёнигсберга».
В.И. Лозовик,
старший научный сотрудник Краснопольского районного историко-этнографического музея.