Инструктор радиодела
Наша землячка Евгения Александровна Кацева во время войны служила переводчиком с немецкого языка и инструктором радиодела при штабе разведотдела Балтийского флота. Награждена правительственными наградами – медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Ленинграда». После войны стала известной советской и российской переводчицей, критиком и литературоведом, заслуженным работником культуры РСФСР.
О своей жизни Евгения Александровна рассказывает в книге «Мой личный военный трофей». Родилась она в 1920 году в Белоруссии в местечке Краснополье. Отец организовал сельскохозяйственную артель под гордым названием «Интернационал». Однажды, получив посевное зерно, под проливным дождем простудился, «схватил» плеврит и в возрасте 31 год скончался. Мать была домохозяйкой, умерла в начале 1941 года.
В 1924 году семья переехала на Украину. В 1937 году Евгения Александровна окончила десятилетку и поступила в Ленинградский университет на русское отделение филологического факультета. Войну встретила студенткой четвертого курса. Из оставшихся в Ленинграде студентов в университете сформировали команду противовоздушной обороны. Кацева была назначена политруком университетской команды ПВО. В ноябре 1941 года в парткоме университета прошел отбор среди девушек в школу радистов. Было отобрано 12 вчерашних студенток, среди них оказалась и Евгения Александровна. Школа радистов являлась одним из подразделений разведывательного отдела штаба Балтийского флота. После специальных курсов предполагалось десантировать радисток в тыл противника, в оккупированные районы Ленинградской области, легализовать их в деревнях и ждать разведывательной информации. Жизнь в разведывательной школе, как пишет Кацева, мало чем отличалась от жизни блокадного Ленинграда: «Наши пайки немногим отличались от пайков населения. Бывали дни, когда на завтрак, обед и ужин мы получали по одной сушеной вобле. И те же 125 граммов хлеба, какие получали гражданские… Вот и весь рацион. Жили мы в казарме в общей огромной комнате, в комнате рядом происходило обучение радиоделу».
Она проучилась в школе месяца два, не успела даже ее закончить. Едва освоила морзянку и научилась кое-как обращаться с радиопередатчиком, как ее направили на Ленинградский фронт. В зимнем лесу недалеко от поселка Лисий Нос на берегу Финского залива в составе разведывательной группы она передавала разведданные в штаб Балтийского флота. В начале 1942 года появились первые военнопленные на Ленинградском фронте, и ей поручили проводить допросы. Немецкий она когда-то учила в средней школе, очень помогло знание еврейского и природная склонность к изучению иностранных языков. Из пленных немецких солдат и офицеров летом 1943 года создали Национальный комитет «Свободная Германия». В этом комитете военнопленные проходили очистку от нацистской идеологии. Старшина I статьи Е.А. Кацева занималась вербовкой тех, кто был готов воевать на нашей стороне. С мая 1942 года она являлась радиоинструктором 6-го агентурного разведывательного отдела ШКБФ, работала с немецкими офицерами, согласившимися пройти подготовку. Обучала их радиоделу, азбуке Морзе и тому, как из деталей собрать радиоприемник. За время своей работы она подготовила более 20 агентов для работы в тылу противника, большинство из которых добросовестно выполняли задания командования Балтийского флота. Занималась обучением и подготовкой известной эстонской разведчицы Леэн Кульман, удостоенной посмертно звания Героя Советского Союза.
С апреля 1946 года служила в Германии сотрудником Советской военной администрации в бюро информации в Берлине. Работала редактором журналов «Новый мир», «Вопросы литературы», «Знамя». Занималась литературными переводами произведений Кафки, Белля, Фриша, Дюрренматта.
В. Лозовик,
старший научный сотрудник
Краснопольского районного историко-этнографического музея.