Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду?
К специалисту нужно обратиться если…
Отоларинголог установил снижение слуха. Невролог выявил отклонения в тонусе мышц. Хирург посоветовал подрезать укороченную подъязычную уздечку (при открытом рте кончик языка не дотягивается до нёба). Имеется расщелина нёба, губы. Стоматолог выявил аномалии зубочелюстной системы: верхняя или нижняя челюсть излишне выдвинута вперёд или западает, неправильный рост зубов.
К 3 годам ребенок неправильно воспроизводит простые ритмы.
К 3,5 годам не различает на слух похожие по звучанию звуки, слоги и слова. Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы. Ребёнок говорит «в нос», гнусаво.
Если в 4 года у ребенка очень скудный словарный запас, не может запомнить четверостишье.
В 4,5 года не сформирована звуковая сторона речи – не выговаривает звуки или произносит их неверно. Малыш «захлёбывается» речью. Выдоха не хватает на фразу, добирает воздух посреди слова.
Если в 5-6 лет все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с согласными (звуками «р» и «л»).
Помощь логопеда также необходима в том случае, если с началом школьного обучения появились сложности с чтением и письмом.
Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду или школе.
Детский логопед поможет
- скорректировать произношение;
- подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению, предупредить, если будет такая необходимость, нарушения типа дислексии (неспособность к чтению) или дисграфии (неспособность к письму);
- провести занятия, направленные на общее развитие речи.
Если вы видите, что у вашего ребёнка есть нарушения речи, то советуем вам обратиться за консультацией к логопеду или к учителю-дефектологу (логопеду) в детском саду.
Оказание коррекционно-педагогической помощи учителем-дефектологом (логопедом) в детском саду возможно только на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Психолого-медико-педагогическая комиссия – это консилиум специалистов (психолог, логопед, дефектолог), который проводится в ГУО «Краснопольский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (ГУО «Краснопольский районный ЦКРОиР»).
Цель психолого-медико-педагогической комиссии – выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.
Комиссия дает рекомендации, где именно: в саду, группе, пункте, непосредственно на занятиях в ГУО «Краснопольский районный ЦКРОиР» – помощь будет наиболее эффективна.
Предварительная запись ребенка на обследование в ПМПК осуществляется с согласия родителей (законных представителей).
Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем (родителями) представляются в ГУО «Краснопольский районный ЦКРОиР» следующие документы:
1. Выписка из медицинских документов;
2. Медицинская справка о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета);
3. Педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением (организацией), в котором обучается или воспитывается ребенок;
4. Амбулаторная карточка из поликлиники (желательно);
5. Рисунки: 2 рисунка ребёнка (выполненные карандашом на произвольную тему);
6. Паспорт родителей.
ПМПК проводится только в присутствии родителя (законного представителя), при отсутствии одного из перечисленных документов обследование ребенка не проводится.
Л. Лазаренко,
учитель-дефектолог ГУО «Краснопольский районный ЦКРОиР».