События и даты года глазами представителей старшего поколения Краснопольщины
22 марта — День памяти жертв Хатыни в Беларуси
Председатель Краснопольской районной организации ветеранов Н.Н. Шараховская:
– Хатынская трагедия – это неутихающая боль в сердцах белорусов. В тот уже далекий для нас мартовский день фашистами было уничтожено 149 жителей деревни, из которых – 75 детей до 16-летнего возраста. На месте лесной деревушки от жилых домов остались лишь пепелище и сиротливо торчащие печные трубы…
Из истории нашей страны мы знаем, что за годы вражеской оккупации гитлеровцы разрушили 209 белорусских городов, сожгли 9 тысяч деревень, 186 из них разделили судьбу Хатыни. Не обошла эта трагедия и наш Краснопольский район: полностью были сожжены 3 деревни, частично – 96. Все они после войны были восстановлены. В длинном списке преступлений фашистов особое место занимает уничтожение еврейского населения. До войны 67% населения Краснополья составляли евреи – это примерно 17 тысяч человек. В октябре 1941 года около 250 человек пожилого возраста под видом работ были вывезены за поселок и расстреляны в лесу в районе д. Сидоровка. Очередную карательную операцию фашисты провели в конце ноября 1941 года: собрали еврейское население, построили в колонну, вывели за Краснополье и расстреляли в противотанковом рве. В 1942 году около д. Калиновка была расстреляна последняя группа, в основном, подростки и дети.
Сегодня мы, потомки, обязаны помнить всё это, чтобы трагедия никогда больше не повторилась на нашей земле.
В унисон Хатынской трагедии нельзя не сказать о д. Борки Кировского района. Это Хатынь Могилевщины: 15 июня 1942 года карателями здесь сожжены 1800 человек – жители самой деревни и прилегающих поселков. В прошлом году районная организация ветеранов совместно с руководством района и районной гимназией организовала поездку учащихся в Борки, где расположен мемориальный комплекс «Памяти сожженных деревень Могилевской области», чтобы эхо страшных событий коснулось сердец подрастающего поколения, чтобы они понимали, как важно сегодня ценить и оберегать мир.
25 марта — День добрых дел
Л.И. Шкрадюк, ветеран педагогического труда:
– Такой день нужен в нашем обществе. Он в очередной раз обращает наше внимание на совершение хороших поступков. У меня есть дети, внуки, они во всем мне помогают. Тем не менее Центр детского творчества, откуда я ушла на пенсию, меня не забывает: Л.А. Булова всегда позвонит, поинтересуется, нужна ли какая-то помощь. Аккурат в День добрых дел ко мне приходили ребята-волонтеры, пришли с тортом, вручили антисептик, маски. Было приятно. Мы с ними посидели за чаем, поговорили. Спасибо ребятам и коллегам.
А есть немало одиноких людей, у которых нет детей, и им также нужны внимание и помощь. Есть пожилые люди, у которых есть дети, но они к ним не наведываются. Разные ситуации бывают в жизни. Поэтому важно, чтобы подрастающее поколение видело достойный пример взрослых.
Все, думаю, идет из семьи. Если родители не только говорят о добрых делах, но и сами их делают, то и ребенок будет перенимать такое отношение к людям, животным, природе, тогда будет и отдача.
К слову, о животных. У меня дома – три кота и четыре собаки, всех нужно накормить. Один кот был подброшен ко мне, и я не смогла его не приютить. Так же текущей зимой забрала к себе маленькую собачку. В тот день был холод, метель. Сын увидел, как её объезжают машины – она сидела на дороге и не знала, куда ей податься. Своих три, куда ж ещё четвертую? Взяли на время в сарай, чтобы хоть метель переждала, накормили. А куда ж она уйдет после этого. Так и живет у меня. Сын сделал ей будку. Может быть, она потерялась (на шее был ошейник), и откликнется хозяин, а может, кто-то желает завести себе собаку, мы будем рады её пристроить. Мы её так и зовем – Потеряшка.
Так что День добрых дел – это правильно, он нужен. Но добрые дела важно совершать не только в связи с какой-то датой, а по жизни. Тогда и жизнь станет светлее.
27 марта — Всемирный день театра
Актер народного театра Краснопольского районного Центра культуры Л.В. Зырина:
– Для меня этот праздник – особенный. Театр люблю с детства. И жизнь так сложилась, что я, первоначально отдав предпочтение профессии учителя, всё-таки стала культработником. Клубный работник, режиссер самодеятельного театрального коллектива – моя специальность по диплому. Прошла путь от заведующей сельским клубом в Шарковщинском районе до директора Краснопольского районного Центра культуры. И всё время была участницей театральных постановок. Мне импонируют и более всего удаются в спектаклях роли сельских женщин. Даже будучи молодой, я играла женщин пожилого возраста. Помню, в одном из спектаклей я была матерью, а моим сыном был С.С. Лемтюгов, который на 10 лет меня старше.
Два года назад я играла в спектакле «Столб». Его ставили и на краснопольской сцене, и в Могилеве – там заняли первое место. Но уехал наш режиссер, А.П. Кузнецов, и я как-то отдалилась от театра. А желание играть на сцене есть. И я готова выйти на неё в своей любимой роли – роли сельской женщины. Знаю, что есть желание и у других наших театралов. Они отошли от этой стези, так сказать, не по своей воле. Просто нет массовых спектаклей. А хотелось бы видеть на сцене многих её любителей как со стажем, так и молодых: театр – искусство коллективное.
Не могу не сказать и о том, что с радостью прочитала о прошедшем в марте текущего года спектакле «Паўлінка» на сцене Купаловского театра. Когда ушли предыдущие актёры, я даже распереживалась: как это так, неужели не будет Купаловского театра? Я была в нём и в роли зрителя, и один раз как участница спектакля «В новом доме», который наш театр ставил под руководством В.И. Ермоловича. Случилось то, что случилось. Может быть, ушедшие актеры уже жалеют о своем порыве, ведь они ушли в никуда. На их место пришло много молодых. А это значит, театр будет жить.
Хотелось бы, чтобы и наш краснопольский театр имел «подпитку» – детский театр. У меня есть целый сборник детских белорусских пьес, для такого дела я бы отдала его с радостью. Желаю театру развития и режиссера, который бы болел за него душой и никуда не уезжал.
Текст и фото Дины Манько.