На Могилевщине мастера вышивают, создают искусные украшения из бисера и лихо управляются с ткацким станком
Многие ли из нас знают, что знаменитые слуцкие пояса ткали только представители сильного пола? По поверью, если бы к нему только прикоснулась рука мастерицы, золоченые или серебряные нити тут же потускнели бы. Сегодня изготовление украшений, элементов гардероба кажется делом сугубо женским. Однако «Сельская газета» нашла тех, кто развенчивает эти стереотипы.
На фестивале «Александрия собирает друзей» впервые увидела украшения из бисера в стиле этно Станислава Лямцева. Не удержалась, купила. Гердан с орнаментом настолько необычный и яркий, что остаться незамеченной, надев этот аксессуар, просто невозможно. Для тех, кто не в теме, гердан (или гайтан) — широкая бисерная лента с плоским кулоном геометрической формы. Одно из древних нагрудных украшений с богатой историей. Герданы изначально плели как обереги. Причем, что интересно, носили их не только женщины, но и мужчины.
К немалому моему удивлению, выяснилось, что Станислав Лямцев работает не в Доме ремесел, а заведует районной ветеринарной аптекой в Круглом. А вот его супруга Лариса — народный мастер, ее тема — куклы-обереги.
— Жена и начала осваивать плетение бисером лет 15 назад, — рассказывает историю своего хобби Станислав Лямцев. — Я и трое сыновей попробовали, но в итоге затянуло в это рукоделие только меня. Плету герданы, бусы, воротнички, пояса, браслеты из бисера. Узоры подсматриваю в интернете, иногда придумываю сам и сначала рисую его на миллиметровке. Использую специальный самодельный мини-станок вроде ткацкого. Натягиваю на него нити, а дальше нанизываю по бусинке, где-то обсчитался — узор нарушен. Занимаюсь этим после работы по вечерам. Бывает, так увлекает, что засиживаюсь до часу ночи. Это настоящий релакс! Свои изделия продавал на ярмарке, дарил родственницам. Супруга с удовольствием носит украшение с васильками. Мне очень нравятся такие вещи с душой, ведь в них вложено тепло рук мастера. А двух похожих уж точно не будет.
ДИРЕКТОР Мстиславского районного дома ремесел Артем Сергеев активно осваивает настоящий ткацкий станок:
— Он у нас пока как экспонат. Но зачем оборудованию простаивать, если его можно запустить в дело? Решил обучиться ткачеству, показать пример другим. Взял уроки у рукодельницы из Могилевского областного методического центра народного творчества, теперь ждем ее к нам с мастер-классами, пригласим всех желающих. Сейчас учусь ткать пояса, пока одноцветные. Это начало. В планах освоить технику создания рушников. Дело в том, что в следующем году на фесте «Александрия собирает друзей» пройдет конкурс этих элементов гардероба. Надеюсь попасть в число участников. Не так много людей в деревнях владеют традиционными ремеслами. И наша задача — перенять мастерство, сохранить и передать это наследие потомкам.
Александра Галковского из деревни Судилы Климовичского района знают далеко за пределами Могилевской области. В шутку его называют деревенским кутюрье. Он самостоятельно освоил прялку и ткацкий станок. У него несколько сундуков старинной одежды конца XVIII — начала XIX века: рубашки, юбки, фартуки. Раритетный гардероб покупал у сельчан, находил в заброшенных домах. Александр Николаевич сам воссоздал старинную климовичскую методику плетения поясов, обучил этому всю семью. Мастер рассказывает, как нужно «читать» пояса:
— Пояса были на все случаи жизни: свадебный, повивальный, родильный, погребальный. Вот такой — у рыбака, а зеленый — у кого был лес. У одежды тоже свой «шифр». Фартуки с подобным орнаментом носили незамужние девушки: видите, линия жизни идет вверх. Другие узоры читаются: «к замужеству готова», «родила». По ним можно было узнать даже количество и пол детей.
Александр Галковский держит отару овец, сейчас их под 80. Из овчины катает валенки, прядет нить, а его супруга вяжет носки, варежки, свитеры. Деревенский кутюрье признался, что рукоделие у него в генах:
— Мамина мама еще при царе училась на курсах кройки и шитья, а бабушка по отцу славилась на всю округу своими платками. По-моему, ремесла не делятся на мужские и женские. Дело должно быть человеку по душе.