Он мечтал о море
С началом Великой Отечественной войны в советском Заполярье немецкое командование рассчитывало силами горнострелкового корпуса «Норвегия» стремительным ударом разгромить силы Красной Армии, захватить полуостров Средний и Рыбачий, главную базу Северного флота Полярное и, блокировав Кольский залив, овладеть Мурманском...
Илья Ефимович Кузнецов с детских лет мечтал о море, хотел стать моряком торгового флота дальнего плавания. Родился он в 1914 году в местечке Краснополье Чериковского уезда Могилевской губернии. После школы уехал в Одессу, где отучился в мореходном училище. Начал служить на одном из перегонных судов, совершающем рейсы из портов Черного моря в водную акваторию Баренцева моря. В полдень 22 июня 1941 года экипаж по радио услышал, что началась война. На следующий день на судне состоялся митинг, на котором моряки обещали сделать все, чтобы разгромить врага. Многие из них написали заявление в Красную Армию добровольцами, их примеру последовал и Илья Ефимович. В годы войны он сражался на полуострове Средний и Рыбачий, где шли ожесточенные бои.
Старший сержант И.Е. Кузнецов прибыл на полуостров в конце июля 1942 года и был назначен в 858-ю подвижную 122-миллиметровую четырехорудийную береговую артиллерийскую батарею командиром отделения разведки. Во время боевой работы исполнял обязанности помощника командира. Батарея вела огонь с заранее подготовленных огневых позиций по разведанным целям противника, затем перемещалась на другую позицию. В суровых климатических условиях Крайнего Севера оборудование новой артиллерийской позиции было делом очень сложным, часто в скалах нельзя ни окоп вырыть, ни спрятаться от авиации или артиллерийского огня.
7 апреля 1943 года Илья Ефимович с группой разведчиков выдвинулся на передний край обороны, где они скрытно оборудовали наблюдательный пункт. Вели непосредственное наблюдение за водной акваторией и коммуникациями противника в Печенгском заливе. Вскоре был обнаружен вражеский транспорт, вышедший из порта Лиинахамари. Илья Ефимович по рации передал координаты нахождения этого судна, что дало возможность батарее своевременно приготовиться к бою. Батарея поставила на пути следования транспорта подвижный заградительный огонь. После разрыва первых снарядов появился вражеский катер и поставил дымовую завесу. Во время боя старший сержант И.Е. Кузнецов сообщал точные данные о разрывах снарядов, быстро и точно вносил поправки. Батарея продолжала вести огонь, и вот в дыму вспыхнуло пламя. Когда ветер развеял дымовую завесу, стало видно, что транспорт горит. После нескольких орудийных залпов транспорт перевернулся вверх дном и исчез под водой. На следующий день, по уточненным данным, стало известно, что в этом бою был потоплен транспорт противника водоизмещением в 10 тысяч тонн. По итогам боя многие бойцы и командиры были представлены к правительственным наградам, старший сержант И.Е. Кузнецов был награжден орденом Отечественной войны II степени.
В октябре 1944 года во время Петсамо-Киркенесской наступательной операции он корректировал огонь батареи, которая поддерживала прорыв десанта 63-й бригады морской пехоты на торпедных катерах в Печенгском заливе и высадку его на причальные стенки порта Лиинахамари.
После Великой Отечественной войны мечта Ильи Ефимовича сбылась – он долгое время трудился в Мурманском пароходстве в качестве помощника капитана парохода «Софья Перовская». Выполнял морские перевозки в Баренцевом и Белом морях, доставлял грузы на полуостров Рыбачий, в порт Лиинахамари и Мурманск.
В.И. Лозовик,
cтарший научный сотрудник Краснопольского районного
историко-этнографического музея.