Погиб, спасая жизнь
В окрестностях небольшой деревушки Ошты ныне Вытегорского района Вологодской области в течение трёх лет бойцы 368 стрелковой дивизии Карельского фронта сдерживали наступление финских войск. Дивизия в составе 7-й отдельной армии держала оборону между Онежским и Ладожским озером. В случае прорыва обороны «Дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера и питавшая Ленинград, оказалась бы перерезана.
В ряды Красной Армии Григорий Прокопьевич Антропченко был призван незадолго до начала войны 12 июня 1941 года Краснопольским РВК. Родился он в 1923 году в деревне Малые Хутора. Службу проходил в Карелии санитарным инструктором девятой роты 1228 стрелкового полка. В его обязанности входило инструктировать и обучать санитаров делать перевязки, накладывать жгут, эвакуировать раненых с поля боя.
11 апреля 1942 года дивизия получила приказ перейти в наступление в районе Онежского озера и овладеть перекрёстком шоссейных дорог в населённом пункте Левино. После короткой артиллерийской подготовки, перешедшая в наступление пехота была встречена сильным артиллерийским, миномётным, а затем и пулемётным огнём. Наступать приходилось в условиях сильно пересечённой местности, густого леса и глубокого снежного покрова, преодолевая заминированные лесные завалы. Старший сержант Антропченко шёл за атакующей группой бойцов, которые, преодолевая зону разрывов вражеских снарядов, устремились вперёд. Вокруг лежали убитые, стонали раненые. Первую медицинскую помощь приходилось оказывать очень быстро, чтобы в условиях больших морозов не подвергать раненых бойцов обморожению. Продвинувшись вглубь обороны противника на отдельных участках до одного километра, неся большие потери, пехота залегла. И в течение дня в атаку под огнём противника подняться больше не смогла, хотя костяк дивизии составляли бойцы, призванные из Сибирского военного округа. Но и им, привыкшим к суровым климатическим условиям, пролежать на морозе до сумерек оказалось непросто. Медсанбат максимально был приближен к месту боя, располагался в 300 метрах от переднего края обороны. Для эвакуации раненых санинструктор Антропченко и приданные ему санитары использовал заранее подготовленные волокуши, снабжённые ватными одеялами, которыми тщательно укрывали раненых. Это был единственный способ выноса бойцов, получивших ранения.
Все последующие попытки продвинуться вперёд закончились неудачей. С 21 апреля 1942 года 368-я стрелковая дивизия перешла к обороне. За время боёв Григорий Прокопьевич оказал первую медицинскую помощь и вынес с поля боя 27 красноармейцев и младших командиров. Командованием полка был представлен к награде – ордену Красной Звезды. Но свой заслуженный боевой орден он так и не получил.
У деревни Коромыслова 31 августа 1942 года разведчики 1228-го стрелкового полка ворвалась в траншеи врага и захватили двух финских солдат. При отходе, на нейтральной полосе, разведгруппа была обнаружена и обстреляна ружейно-пулемётным огнём. Исполняя свой воинский долг, санинструктор Г.П. Антропченко оказывал помощь раненому и при выносе его с поля боя получил смертельное пулевое ранение. В этот же день был похоронен в братской могиле возле деревни Куково Вытегорского района Вологодской области (на снимке).
На гранитной плите обелиска начертано: «д. Куково Оштинского сельсовета. Воинское захоронение бойцов и командиров 7-й Отдельной армии, умерших от ран в боях под Оштой в 1941 – 1944 гг. Пройдут года, придут другие люди. Легка им будет молодая жизнь. Но будет проклят тот, кто позабудет, что нашей кровью был залит фашизм. С. Орлов».
В.И. Лозовик,
старший научный сотрудник Краснопольского районного
историко-этнографического музея.