Партнерство, устремленное в будущее
Государственно-частное партнерство представляет собой мощный ресурс для развития местных инициатив, решения многих проблем регионов и обеспечения их устойчивого развития. С целью объединения усилий местного сообщества и создания условия для государственно-частного диалога, сотрудничества и взаимодействия, повышения значимости общественных инициатив для устойчивого развития территорий в Краснопольском районе созданы 6 инициативных групп: одна – в районном центре и 5 – на селе (или на территории каждого сельского совета района). Их деятельность координирует Краснопольский районный Совет депутатов, который также участвует в работе некоммерческой организации «Местный фонд развития «Старт-Восток», учрежденной представителями общественности и предпринимательства района в 2016 году. Взаимодействие местных сообществ по разработке и реализации инициатив, направленных на улучшение качества жизни населения района, также организуется районным Советом депутатов.
Практикой эффективного государственно-частного партнерства является создание на территории района регионального центра сельского маркетинга в аг. Горы по оказанию помощи в продаже местных товаров и услуг и разработке новых проектов в сфере туризма и овощеводства. В бизнес-центре д. Палуж могут консультативно сопроводить начинающих свое дело на этапах разработки и реализации бизнес-проектов как в сфере туризма, так и по производству ягодных культур, ремесленничества. А местный ресурсный центр в аг. Почепы поделится опытом с желающими заняться садоводством. Уникальным для всей Могилевской области является центр гончарства, расположенный в г.п. Краснополье, объединивший многих ремесленников. Участие в реализации ряда инициатив, проектов, взаимодействие с международными общественными организациями – это уже реалии нашей жизни. Можно говорить о том, что в Краснопольском районе сформировалось сообщество активных людей, понимающих важность прогресса и перехода сельских территорий к устойчивому развитию. Отрадно, что многие инициативы постепенно со временем становятся бизнес-проектами.
Все это было продемонстрировано на прошедшем недавно в аг. Горы инвестиционном форуме в рамках проекта «Государственно-частное партнерство в действии», реализуемого Международным фондом развития сельских территорий при финансовой поддержке Государственного Департамента США в рамках Программы малых грантов Посольства США в Республике Беларусь. Участниками и организаторами этого мероприятия стали жители агрогородка Горы, других населенных пунктов Краснопольского района при поддержке представителей местных органов власти, которые радушно встречали делегации Чериковского и Славгородского районов, представителей Международного фонда развития сельских территорий.
Председатель Горского сельского Совета П.П. Понимаев, представляя местную территорию, ключевыми аспектами плана ее развития определил повышение качества жизни населения, развитие реального сектора экономики и предпринимательства на их территории, основанные на идее сохранения и развития уникального образа здешних мест. В планах на будущее – поиск и продвижение инициатив, направленных на развитие экологического, гастрономического, этнографического и рыболовного туризма на территории Палужского водохранилища, природно-ландшафтного заказника «Ясеневый гай» с водным источником «Святая криница» и городищем железного века, где проходит аутентичный праздник «Десятуха» (10-я пятница после Пасхи). Архитектурный памятник 19 века «Винокуренный завод пана Стоша» ждет своей реконструкции, а «Панская аллея» времен Екатерины Великой – туристов и отдыхающих, которых хлебосольно встретят местные агроусадьбы.
Как эффективно реализовать этот план на практике?
Для этого Горский сельисполком совместно с общественными организациями и государственными учреждениями на территории сельсовета и района, местными властями, некоммерческой организацией «Местный фонд развития «Старт-Восток», предпринимателями, бизнес-сообществом аг. Горы приступает к реализации инициативы культурно-туристического маршрута «Нас объединил Ясеневый Гай», которая позволит задействовать в целях развития туризма около 5 гектаров территории сельсовета. Разработаны и два гастрономических тура: сырный и каравайный с мастер-классами по приготовлению сыра и выпечке караваев в деревенской печи по «бабушкиным» рецептам, а также экскурсиями в «Ясеневый гай» с возможностью испить криничной воды из культового места и посетить купель. В зависимости от времени года возможно также проведение обряда «Десятуха» с участием народного фольклорного ансамбля «Горские хорошухи». Уже сегодня, в год территорию Горского сельсовета посещает до 2000 человек. А реализация задуманного позволит увеличить поток туризма в 2-3 раза, а это не менее 10 новых рабочих мест для будущих предпринимателей. Кроме того, рост туризма позволит повысить объемы реализации местного молока, сыра и овощей.
Толчком к развитию тепличного овощеводства и кооперации на территории сельсовета стало участие в реализации инициативы по повышению потенциала и роли местного бизнес-сообщества в возрождении деревни, финансируемой Программой малых грантов Посольства США в Республике Беларусь. Ольга Мешкова, жительница аг. Горы, рассказала, что благодаря участию в конкурсе местных инициатив они установили теплицу размером 8 х 30 м, закупили семена, ездили обучаться в Кличев и Брагин. За прошлый год эта семья собрала и реализовала около 250 кг помидоров и около 300 кг огурцов. В теплице местные овощеводы выращивают перец, баклажаны и даже высаживают немного дынь и арбузов.
На инвестиционном форуме в местном Центре сельского маркетинга были представлены 15 местных инициатив, реализация которых рассчитана на объединение усилий жителей населенных пунктов не только Горского сельсовета, но и соседнего с ним – Яновского. Такого рода кооперация усилий и возможностей местных сообществ при поддержке местных властей, по мнению председателя Горского сельского Совета П.П. Понимаева, – перспективная и эффективная для сельских территорий форма развития государственно-частного партнерства. Она оптимизирует процесс выявления, доработки, согласования и презентации проектов микрорегионов, их интеграции и привлечения ресурсов для их реализации.
Местный Центр сельского маркетинга аг. Горы в этом плане является площадкой для сбора необходимой информации, планирования и обобщения уже имеющегося опыта работы по реализации стратегий устойчивого развития местных территорий.
Семинары, мастер-классы, ознакомительные встречи позволяют обмениваться знаниями, обсуждать накопившиеся проблемы, совместно находить пути их преодоления уже на межрегиональном уровне.
Об участии инициативной группы Горского сельского Совета в одной из таких ознакомительных встреч рассказала Ирина Алексеенко: «Ознакомительный визит в д. Комарово Мядельского района «Опыт общественного участия в развитии Нарочанского края» имел для нас четкую цель: изучение опыта учреждения по поддержке предпринимательства «БИКомарово» и его использование в деятельности Центра сельского маркетинга аг. Горы. Было интересно узнать, как бизнес-инкубатор работает на создание благоприятной среды для развития и поддержки малого предпринимательства на местной территории, а также ознакомиться с действующими бизнес-идеями. Посещение предприятия по производству деревянных окон ООО «ДревТайм», – продолжает Ирина, – запомнилось жизненной историей предпринимательницы Александры Чижевской. Её отец всю жизнь работал в столярной мастерской, делал мебель, двери и лестницы, и дочь решила продолжить семейное дело. После нескольких лет жизни в Минске вернулась в родное Залесье, прошла обучение бизнес-планированию в Комарово, получила денежную поддержку от Европейского союза и принялась развивать семейный бизнес. Над окнами в мастерской трудятся семь работников, 90 процентов продукции идет на экспорт».
По мнению Ирины Васильевны, эта поездка наглядно доказала, что в сельской местности можно заниматься не только сельским хозяйством, главное только выйти за пределы своего тоннельного зрения, осознать всю широту возможностей рынка, увидеть или придумать себя на нем.
И в этом процессе ключевую роль в формировании делового информационного пространства играют местные средства массовой информации. В плане стратегического развития нашей районной газеты постоянным направлением является освещение проектной деятельности на территории распространения издания, проведение дискуссий, консультаций и презентация интересных предложений и идей для бизнеса в постоянной одноименной рубрике, в рубрике «Личное подсобное хозяйство», на тематической странице «Местное самоуправление» и сайте газеты. И все это для того, чтобы жители района получали необходимую информацию о практических аспектах подготовки и реализации проектов государственно-частного партнерства. Мы популяризируем опыт уже реализованных инициатив, анонсируем действующие конкурсы проектных предложений, чтобы избавить желающих попробовать свои силы в этой сфере от страха новизны, помочь в организации эффективного сотрудничества и взаимодействия участников государственно-частного партнерства на всех этапах их совместной работы по развитию сельских территорий нашего района, которые станут еще более привлекательными для жизни и отдыха.
Наталья КОЗИК.
Публикация подготовлена в рамках проекта «Государственно-частное
партнерство в действии», реализуемого Международным фондом развития сельских
территорий при финансовой поддержке Государственного Департамента США в рамках
Программы малых грантов Посольства США в Республике Беларусь.