Пейзажи глазами художников
В ГУК «Краснопольский районный историко-этнографический музей» начала свою работу первая в этом году выставка картин. На ней представлены работы художников XXIV Международного пленэра по живописи «Образ Родины в изобразительном искусстве» (2019 г.), посвященного Году малой родины.
Как рассказала, приветствуя посетителей выставки, директор музея Т.Ф. Коваленко, в формате пленэра художники работали на территории Тульской области и далее в государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике Василия Поленова.
В Могилевской области мастера кисти работали в сентябре-октябре, положив начало своему турне с аг. Княжицы. Участники творческого путешествия — художники Беларуси, России, Украины, Афганистана, а также Республики Корея (они приняли участие впервые).
По итогам пленэра в Могилевском областном художественном музее имени П.В. Масленикова открылась выставка «Образ Родины в изобразительном искусстве». Она представлена лучшими картинами каждого автора. В выставочном зале районного историко-этнографического музея экспонируется 20 работ из их числа, в основном это пейзажи.
Экскурсию для посетителей выставки провел сотрудник музея В.И. Лазовик. Он не только рассказал, что хотели показать в своих работах художники, но и поделился своим видением картин.
«Солнечный день» — так называется картина художника Л.М. Гомонова из г. Славгорода, которой была открыта экскурсия. На ней изображена полноводная река Ока, которая совершает крутой поворот. От противоположного берега на водную гладь падает тень. Вторая часть картины освещена солнечным светом. В реке отчетливо отражаются очертания деревьев. Вдали виднеется довольно холмистая местность. Внимательный посетитель также заметит на этой картине ещё и небольшую церковь Святой Троицы.
Следующий пейзаж, с которым познакомились посетители, — работа В.П. Масленикова, сына известного художника П.В. Масленикова, в честь которого назван Могилевский областной художественный музей. Владимир Павлович родился в 1956 году, закончил Белорусский государственный театрально-художественный институт, долгое время преподавал в Белорусском государственном университете культуры и искусств, с 2011 г. является заведующим кафедрой живописи Белорусской государственной академии искусств. Член Союза художников, награжден медалью Франциска Скорины, также имеет много других наград. П.В. Маслеников — довольно известный художник. Его работы демонстрируются в Национальном художественном музее РБ, Музее современного изобразительного искусства, Музее Великой Отечественной войны, Могилёвском областном художественном музее и др., а также в частных коллекциях ближнего и дальнего зарубежья.
Картина художника, представленная на выставке, называется «Покой». Иными словами, это пейзаж глубокой осени. Солнечных дней становится меньше, день — короче, пасмурное небо, затянутое серыми свинцовыми облаками, отражается в водной глади реки… Холодный покой.
Тема осени продолжена картиной В.В. Уроднича «Осень в Крынках». Владимир Васильевич также наш белорусский художник, 1942 г.р., из небольшой деревеньки Лучки Брестской области. Довольно опытный мастер кисти в жанре пейзажа. Также известны его работы на патриотическую тему («Высота», «Наши сыны», «Огни партизанских костров» и др.). Ряд работ он посвятил чернобыльской тематике.
Нельзя не сказать о следующей картине «Пейзаж». Глядя на эту работу, не придет в голову, что она написана не белорусским художником или же российским, или украинским. Её автор Алишер Махмудович Аликулов родом из Узбекистана. Очень хорошая работа. На ней отображены простенькие сельские постройки: сарайчики, банька где-то в конце огорода, тропинка, ведущая вниз к речке. Крутизну склона подчеркивает ступенчатый забор. Пору года передают тронутые осенней позолотой деревья. Очень реалистично и близко сердцу.
Две картины: «Большое поле» и «Старый замок» принадлежат кисти Клеменса Бенгкума Соу из Республики Корея. Названия этих картин говорят сами за себя. Среди посетителей они вызвали оживленное обсуждение, как и работа В.В. Зайцева «Поздняя осень», также одна из лучших картин выставки. У Владимира Витальевича получилось очень удачно передать осеннее состояние природы, когда идут холодные осенние дожди, температура резко падает, лежит сохранившийся местами мокрый снег. В центре картины — одиноко стоящий дом с растущими рядом деревьями, ещё не утратившими листву, к нему пристроены сарайчики, далее идет вспаханное поле… Деревня Ясенка нашего района — таким было видение сюжета полотна посетителей выставки.
И в целом выставка им очень понравилась. Была не только интересной, но и познавательной. Свою оценку картинам вынес художник Краснопольщины А.В. Поплыко: «Все работы насыщены живописью высокого качества, все дышат большой энергетикой. Видно, что каждый художник был проникнут чувством коллективизма пленэра. Поэтому выставка оказалась цельной, интересной и живописной. Думаю, что у каждого из нас останется о ней глубокое впечатление».
Ну а чтобы понять, что имел в виду художник, нужно самому посмотреть на представленные прекрасные полотна, ведь обо всех них в обзоре статьи не рассказать. Поэтому самый лучший вариант — посетить выставку.
Дина МАНЬКО.
Фото Романа ЕЗЕРСКОГО.