Сохранить семью для ребенка
Международный день социального педагога – сравнительно молодой праздник. В мае 2009 года в Копенгагене прошла XVII Международная конференция социальных педагогов. В этом мероприятии участвовали представители 44 стран. Конференция оказалась знаменательной, поскольку именно на ней было принято решение учредить международный праздник всех социальных педагогов.
Социальная педагогика – наука, которая исследует воспитание в контексте социализации, то есть учитывает воздействие окружающей среды на формирование личности. Одно из направлений социальной педагогики – разрабатывать систему мероприятий, позволяющих воспитывать человека оптимальным образом.
Алла Владимировна Малиновская – методист районного учебно-методического кабинета, которая занимается вопросами охраны прав детства, включающими в себя и социально-педагогическую работу: курирует социальных педагогов учреждений образования района. С ней по поводу праздника и состоялся разговор о социальной педагогике.
– Алла Владимировна, как развивалась отечественная социальная педагогика, каковы были предпосылки официального введения профессии социального педагога?
– В развитии отечественной социальной педагогики выделяют три этапа. Первый: 1960—1970-е годы, когда проходило накопление эмпирического опыта социально-педагогической деятельности. В этот период разрабатывались и внедрялись различные варианты работы с детьми по месту жительства. Второй этап относится к периоду 1970—1980-х годов. В стране стала развиваться сеть разнообразных центров: физкультурно-оздоровительных, социокультурных, сельских школ-комплексов. Появились и другие категории работников, которые занимались организацией воспитательной работы в социуме. Однако функции социально-педагогической деятельности они выполняли частично. Их усилия были направлены в основном на организацию массовой работы с детьми, а не на поиск «социального диагноза», лежащего в основе нарушений взаимодействия личности с окружающей средой, семьей, другими людьми.
Третий этап возник к началу 1990-х годов, когда на основе накопленного опыта и созрели предпосылки для перехода к государственному уровню решения проблемы подготовки кадров социально-педагогической работы и созданию системы социально-педагогических служб. Свое влияние оказали негативные тенденции этого периода: кризис института семьи, низкий уровень педагогических знаний родителей, кризис идеалов и ценностей и др. Среднегодовой темп роста преступности несовершеннолетних в 1991—1998-х годах более чем в два раза превысил аналогичный показатель за предыдущее десятилетие. Школа, правоохранительные и судебные органы не в состоянии были справляться с данными проблемами с помощью имеющихся у них форм и средств работы. Именно поэтому возникла необходимость в социально-педагогической науке и практике, а также в новых кадрах, в специалистах социально-педагогической работы, способных помочь в разрешении данных проблем. Должность социального педагога учреждений образования была утверждена приказом № 106 Министерства образования Республики Беларусь от 26 марта 1996 года.
– Как на данный момент представлена социально-педагогическая служба района?
– К сожалению, в последнее время отмечается тенденция уменьшения численности работников данной профессии. В настоящее время социальные педагоги имеются в УО «Краснопольская районная государственная гимназия», ГУО «Средняя школа г.п. Краснополье», два социальных педагога работают на селе, а именно в ГУО «Палужский УПК д/сад-средняя школа» и ГУО «Козельский УПК д/сад – средняя школа». Также социальные педагоги есть в штате СПЦ, два специалиста, и один – в ЦКРОиР. Непосредственно координацией деятельности социальных педагогов учреждений образования занимается СПЦ. Также работает районное методическое объединение социальных педагогов.
– Если обратиться к статистике, связанной с решением проблем детей, то о чем свидетельствуют цифры?
– Я интересовалась статистикой лишения родительских прав и помещения детей в интернатные учреждения, начиная с 1995 года. Цифры довольно разные, но динамика прослеживается: раньше большее количество родителей лишалось родительских прав. К примеру, в 1997 году было лишено 11 родителей, в 2003-м – 20, в 2007-м – 24, в 2009-м – 15. А уже начиная с 2010 года эти цифры значительно меньше. Так, в 2010-м такая мера применена в отношении 3 родителей, в 2011-м вообще никого не лишали, в 2012-м трое родителей лишено родительских прав. Не было таких фактов за 2015—2017 годы. В прошлом году родительских прав лишились трое родителей.
В интернаты в 2003-м году было помещено 14 детей. Это самая большая цифра, начиная с 1995 года и по 2009 год. С 2009 года в интернаты дети не направлялись. Из семьи дети изымаются только уже в крайнем случае. Признанные нуждающимися в государственной защите помещаются в замещающие семьи, функционирующие в районе.
– А отслеживается ли судьба детей после их пребывания в интернатах?
– Как правило, в основном все они по достижению совершеннолетия возвращаются в свой район. С ними тогда уже работают специалисты Краснопольского РЦСОН. Поэтому смысла изымать детей из семьи особого и нет. Повторюсь, только в крайнем случае.
– Какие задачи возложены на социально-педагогическую службу?
– Работа социальных педагогов ставит своей целью сохранить семью для ребенка. А для этого необходимо принять все меры по его социальной защите, помощи и поддержке. Проведение профилактической работы, направленной на предупреждение правонарушений и преступлений несовершеннолетних , пропаганда здорового образа жизни среди учащихся и родителей – все это также составляющие деятельности такого специалиста. Помимо других обязанностей, социальные педагоги уделяют внимание занятости детей во внеурочное время. Вовлекают их в различные кружки, секции.
– Алла Владимировна, в текущем году сколько детских судеб прошло, так сказать, через ваши руки?
– За 8 месяцев 2019 года признаны нуждающимися в государственной защите и отобраны у родителей 4 несовершеннолетних. Все они были помещены на государственное обеспечение в детский дом семейного типа. После реабилитационной работы с семьей дети возвращены родителям. Также 5 детей были отобраны у матери судом в связи с её заболеванием, при котором она не может исполнять родительские обязанности. Они находятся в детском доме семейного типа.
– Спасибо, Алла Владимировна, за содержательный разговор.
Вела разговор Дина МАНЬКО.
Фото автора.