Огонь народной мести. 1 октября — 75 лет со дня освобождения Краснопольщины от немецко-фашистских захватчиков
Краснопольское партийно-комсомольское подполье действовало с апреля 1942 г. по сентябрь 1943 г. В подпольную группу входили С.П. Паршин, Н.А. Епишев, Т.А. Бондаренко, Г.Ф. Герасимов, Н.С. Вишняков и другие, всего 18 человек, жителей г.п. Краснополье и окрестных деревень.
Возглавлял подполье командир разведывательного подразделения Красной армии, коммунист Сергей Петрович Паршин. С начала войны, после окружения в Саратовской области, получил от политуправления задание ехать в г. Могилев и под видом часового мастера организовать подпольную работу. В сентябре 1941 г., как пишет С.П. Паршин, «проводил организационные работы», но по неопытности был арестован. После этого вместе с батальоном сопровождения взял путь на Краснополье.
В Краснополье Сергей Петрович познакомился с местным старостой Тихоном Андреевичем Бондаренко, который впоследствии стал настоящим другом и помощником. Старик Тихон привел командира в д. Турейск к Марии Николаевне Сандрыгайло и все, как есть, рассказал о предстоящем важном деле. Придумали такую историю, что Паршин якобы вернулся к своей жене из советской тюрьмы, попав туда за предательство. С этой минуты Мария Николаевна во всем помогала подпольной работе, а впоследствии стала законной женой командира.
Чтобы не вызывать подозрений у немцев, С.П. Паршин в начале апреля 1942 г. открыл часовую мастерскую в Краснополье. Для ее успешного функционирования даже получилось выручить из полицейской камеры часового мастера Григория Федоровича Герасимова, поручившись за него головой. Теперь через многочисленных посетителей, которые могли приходить чинить часы и другие механизмы, можно было передавать разведывательные данные. Так часовая мастерская в Краснополье стала явочной квартирой подпольщиков.
Еще одной важной фигурой был сержант Николай Андреевич Епишев, который тоже прибыл в Краснополье в составе сопроводительного батальона и остался с Паршиным в качестве телохранителя. По воспоминаниям Н.А. Епишева, у него была самая тяжелая, неблагодарная и не всегда заметная работа. По заданию партизан, с которыми все время держали связь подпольщики, он пошел служить в полицию.
25 апреля 1942 г. Паршин собрал первое совещание подпольщиков у себя на квартире в Турейске, на котором были выбраны члены подпольного комитета, определены его разведчики, исполнители и связные.
Организация взяла на себя обязанность распространять листовки и воззвания (которые вначале вручную переписывала Марфа Николаевна, а потом появилась возможность печатать их на машинке), обрывать телефонную связь в полиции и комендатуре, выводить из строя немецкие машины и др. Вся эта деятельность имела плоды. Подпольщики передавали разведданные местным группам партизан и получали от них листовки и газеты. Были случаи, когда через настойчивые убеждения подпольщиков полицейские и украинские коллаборационисты переходили на нашу сторону. С.П. Паршин лично каждую неделю подкладывал письма в кабинет или квартиру начальнику района и начальнику полиции. В письмах их ругали от имени народа, подпольного комитета и партизан, писали об их измене и в то же время призывали бороться, а не служить фашистам. Были случаи, когда подпольщики ночью вывешивали обращения на застекленной витрине, на которой немцы размещали свою пропаганду, а утром приходили читать эту доску объявлений как ни в чем не бывало. Но, конечно, такие выходки злили немцев, и полицаи разгоняли людей дубинками, срывали листовки, а потом рыскали по Краснополью с обысками.
С марта 1943 г. в районе начали действовать партизанские отряды, с которыми подпольщики активно сотрудничали. В отряды стало вливаться много людей: в партизаны переходили украинцы, полицейские и служащие, а также мирные жители. Отряды усиливались, поэтому от подпольщиков требовались более точные разведданные. К сожалению, на нескольких надежных человек, служивших в полиции, донесли случайные свидетели, и тех расстреляли.
В сентябре 1943 г. подпольщикам стало известно, что над ними готовится расправа. Ночью вся активная подпольная группа ушла в партизанский отряд, в котором С.П. Паршин стал командиром роты и продолжил борьбу с фашистами. Но это уже совсем другая история…
Подготовила Владислава ШАРКО.
Фото Романа ЕЗЕРСКОГО.