Вышивка дарит радость

Лет пять назад в фойе Краснопольского РЦК проходила выставка вышитых картин краснопольчанки Тамары Николаевны Чернецовой, организованная районным Домом ремёсел. В экспозиции было представлено порядка 30 работ мастерицы. Но на самом деле у неё их гораздо больше.
«Вышитых картин у меня много, – отмечает сама Тамара Николаевна, когда я заглянула к ней в гости по такому поводу. – Может 100, а может, если учесть те, которые ушли за границу (старшая дочь Вита проживает в Ирландии), и 200».
Знакомство с трудами мастерицы начинается уже с порога – картины занимают стены в каждой комнате дома, их нет только на кухне. Цветы, пейзажи, иконы… «А в последнее время я перешла на скатерки», – сообщает женщина, с любовью демонстрируя свои работы.Техника их исполнения восхищает: сверхаккуратные стежки, соответствующие образцу цвета ниток, живописные переходы оттенков… Рассматривая представленное взору, я была уверена в мысли, что Тамара Николаевна вышивает на протяжении всей своей жизни, начиная с того возраста, когда под силу осваивать такое мастерство. Но, как оказалось в ходе разговора с женщиной, мои догадки мало в чём соответствовали действительности. Первые уроки вышивания – да, она получила их от матери. Но вышивать стала, когда вышла на пенсию. А вообще её увлечение вышиванием имеет некоторую предысторию. К месту сказать, интересную.
Мама Тамары Николаевны, Надежда Ивановна, как и многие женщины того времени рукодельничала с молодости: вязала, вышивала (гладью и крестиком, в том числе французским, благодаря которому вышивка смотрится более выразительно, объемнее), выбивала узоры на тканях с помощью швейной машинки. У дочери сохранились лишь некоторые её такие вещи: подузорники, салфетки, накидки. Некоторые, потому что всех детей в семье родителей было 8, и каждый хотел, чтобы что-то осталось и у него на память о матери после её смерти.
Для Тамары Николаевны все началось с ковра, который мама начала вышивать, будучи беременной последним ребенком, сыном Валерой. Но на каком-то этапе у неё пропало желание заниматься этой работой. В то же время ей не хотелось, чтобы ковер так и остался недовышитым. Изделие по размерам являлось внушительным (2,5мх1,5м), предназначалось для украшения интерьера зала. Вот она и привлекла к этому занятию старшую дочь, т.е. Тамару Николаевну. Ей тогда было 20 лет, она закончила Барановичский технологический техникум по специальности «техник-технолог хлебопечения», работала на Краснопольском хлебозаводе. Азами вышивания владела, но самостоятельно ничего не творила. Поставленную матерью задачу девушка восприняла с протестом. Ей хотелось вечером сходить на танцы, пообщаться с подругами, а тут – сиди и вышивай. Но слово матери – закон. Пришлось доделывать работу.
«Сколько вышивала, столько и зарекалась, что никогда больше не возьму в руки иголку, — рассказывала Тамара Николаевна о тогдашнем своем отношении к рукоделию. – Зачем оно мне надо? Все бегут гулять, а я сиди, как пришпиленная». Отряхнуть руки от надоевшего ковра у неё получилось примерно через полгода – столько времени ей понадобилось, чтобы завершить работу над ним. Этот ковер и сейчас ещё «живой» — висит на даче у сестры Светланы, которая проживает в Мурманске.
Вскоре Тамара Николаевна вышла замуж и покинула родительский дом. Поначалу молодая семья снимала жильё, а потом супруги стали строить свой дом на ул. Тюльги, где сейчас и живет женщина.
«Перешли сюда, – вспоминает она, – как только поставили сруб и сложили печь. Всё остальное доделывали постепенно. С мужем прожили всего 7 лет, как он умер. Я осталась одна с 2 дочерьми, 6 и 2 лет».
Позже Тамара Николаевна вышла замуж во второй раз, родила ещё сына. Второй муж сделал пристройку к дому – комнату для детей. Второе замужество длилось 17 лет. Потом и этот муж умер. Вот так непросто складывался жизненный путь женщины. Сама она 38 лет проработала на хлебозаводе, последние 15 из которых была заведующей производством. И, как и зарекалась в молодости, иголку в руки с целью вышивания не брала. «Это было не модно и никому не нужно», – констатировала она. – А вот вязать вязала. И спицами, и крючком. Детям свитера, кофты, а ещё разные салфетки».
Но, как считается, на всё воля Божья и случай. Выйдя на пенсию, а это 11 лет назад, Тамара Николаевна поехала к сестре Галине, которая живет в Чаусах (та пригласила на день рождения мужа). Отметить это событие собрались в ресторане. Перед тем сестры ещё зашли за подругой Галины, Людмилой.
Переступив порог её квартиры, Тамара Николаевна увидела множество икон, которыми была занята целая стена в зале, и просто обмерла от такой экспозиции. «В одно мгновение я почувствовала в себе импульс тут же сесть и вышивать», – вспоминает она о тогдашнем своем состоянии.
— Вам нравится? – спросила Людмила, глядя на её лицо.
— Очень нравится, – ответила Тамара Николаевна и стала расспрашивать хозяйку обо всем, что интересовало.
От Людмилы она вышла не с пустыми руками. Та отрезала ей кусок ткани, дала ниток для вышивания на первое время и схему иконы Божией Матери «Троеручица».
«Приехав домой, – продолжает рассказывать женщина, – я так увлеклась процессом вышивания, что и не ела, и не спала».
Первая икона, которую вышила Тамара Николаевна, была Владимирская икона Божией Матери. Затем появились другие. Сейчас у неё на стене в зале их много: Жировицкая, Иерусалимская, Казанская, Спаситель Иисус Христос, «Достойно есть», «Неувядаемый цвет»…
«А вот это «Скоропослушница», – указывает Тамара Николаевна на одну из икон. – Ей молятся, когда требуется скорая помощь».
Есть ещё образы Георгия Победоносца, Серафима Саровского, целителя Пантелеймона и других святых.
Благословение на вышивание икон Тамара Николаевна, как рассказывала, взяла у отца Германа, ныне покойного. У неё на то время было порядка 5 икон, которые, как ей сказали, нужно освятить. И она попросила об этом отца Германа. Он уважил просьбу женщины, освятил её иконы и благословил на дальнейшую работу. В знак благодарности Тамара Николаевна вышила икону для церкви.
«Иконы вышивать непросто, – отмечает мастерица. – Есть правила, как всё делать. Мне их разыскала Вита в Интернете и прислала. Не надо сразу начинать с лица. Если есть рамочка, то лучше с неё. А потом идет одежда, лицо – в последнюю очередь. Причем касаться руками его тоже нельзя. Также перед тем, как приступить к работе над иконой, нужно почитать молитву. Да и сам процесс очень щепетильный. Но мне нравится. Тем более, что по характеру я быстрая, а вышивание меня успокаивает, умиротворяет. И так легонько становится на душе. Могу по 4 часа подряд сидеть над работой».
Есть у неё икона Богородицы «Млекопитательница», вышитая бисером. Единственная в таком исполнении, можно сказать, шедевр. Рассказывая о тонкостях работы над ней, Тамара Николаевна вместе с тем отметила тот факт, что, несмотря на то, что за 11 лет она вышила много икон, к вышиванию иконы Божией Матери «Троеручица», схему которой ей дала в ту памятную встречу подруга сестры, она пока что так и не приступила. Почему? Ответа на этот вопрос не знает. «Божией Матери «Троеручица» молятся при тяжелых болезнях, – отмечает женщина.– Наверное, нужен особый настрой. Святую Матрону Московскую ещё хочу вышить».
Самая хорошая ткань для вышивания, по словам Тамары Николаевны, это льняная. Она покупает её, а также нитки, бывая в Барановичах (оттуда родом её зять Сергей, муж Виты), куда ездит на встречу с детьми и внуками. Тогда-то и заглядывает в нужные ей магазины.
Вышивать предпочитает только крестиком, гладью не нравится. Отталкивает нескорый, по её мнению, подготовительный этап: копирование на ткань рисунка и другие моменты. «А при вышивке крестиком все просто, – говорит женщина.– Открываю понравившуюся мне схему картины, нахожу середину и от неё и действую».
Всем своим детям и внукам она вышила иконы святых-покровителей, образы ангелов-хранителей, а ещё обереги. К слову, к вышивке оберегов тоже предъявляются определённые требования – нужно, чтоб без узелков. Как рассказывала мастерица, с белорусскими оберегами она столкнулась неожиданным образом, опять же в Барановичах. В тот раз поехала к дочери с зятем побыть за няньку у внучки, пока они решат свои вопросы с оформлением документов, пропиской. А им кто-то подарил коробку конфет. «Я её открываю, а там лежит листок с символикой белорусского орнамента, – повествует Тамара Николаевна. – Естественно, я им заинтересовалась. Обереги в нём – на все случаи жизни: для ребенка, на хороший урожай, на крепкую семью, богатство и т.д. Я многие их и вышила». Есть у нее в коллекции и китайские обереги на счастье, богатство, любовь, долголетие.
Любит Тамара Николаевна вышивать цветы, пейзажи. Картины такого плана украшают детскую комнату и её спальню. Схемы для воплощения на ткань берет из журналов по вышивке и книг. Журналы так вообще выписывала лет пять. Их насобирала целую стопку. Задумав вышить очередную картину, она и обращается к этой литературе. Листает, пока что-нибудь не зацепит за душу. Только потом берется за работу. Если что-то уж сильно приглянулось, будет просиживать над узором дни напролет. В таком случае картина появится на свет через недели две. Есть пейзаж, который вышила вообще дней за пять. На нём изобразила осень. «Я люблю эту пору года с детства, – говорит Тамара Николаевна, – потому и хотела побыстрее воплотить её прекрасные мотивы на ткани. Кажется, прямо побежала бы вот на эту реку, любовалась бы вот такими красными листьями деревьев…». В унисон осени вышила пейзажи, соответствующие и остальным порам года: весне, лету, зиме.
«Если людям нечего делать или они от чего-то страдают, им следует заняться рукоделием, – высказала при этом своё мнение мастерица. – Я понимаю тех, у кого есть голос, и они ходят петь. Если бы у меня был, я бы тоже так поступила. Но поскольку музыкальными способностями не обладаю, я нашла себе другое применение».
Но, как при этом поделилась личным мастерица, иной раз у неё уже появляются мысли перестать вышивать: зрение плохое. С детства носит очки. Однако пока что не решается. «Посмотрите, что у меня делается, – открывает она дверцу в стенке. – Вот сколько ниток. И все по сортам и цвету: голубые, белые, желтые, красные, какие хочешь. За время, что занимаюсь рукоделием, сделала для себя вывод, что лучше всего для вышивки подходит не мулине, а полушерстяной акрил. Он лучше ведет себя в работе. И картины смотрятся более эффектно».
Много своих работ Тамара Николаевна просто дарит знакомым на дни рождения, юбилеи и другие праздники. Картина, вышитая своими руками, — чем не прекрасный подарок?
А ещё, как заметила Тамара Николаевна, вышивка – это прекрасная возможность общаться с такими же увлеченными, как и сама, рукодельницами. А самое главное, хобби дарит радость от создания красивого изделия и отдых для души, наполненный покоем и гармонией.

Дина МАНЬКО.
Фото Александра ДАНЧЕНКО и из личного архива Т.Н. ЧЕРНЕЦОВОЙ.

Поделиться с друзьями
166 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *