И ВНОВЬ НА СПИЦАХ ВЬЕТСЯ ПРЯЖА
Вязание. Это вид рукоделия, который, как и шитьё, когда-то был в перечне умений каждой женщины, и сегодня не утратил своего значения. И пусть он занимает не такое, как прежде, место в жизни – часто его позиционируют как вид прикладного творчества, тем не менее потребность в нем есть. Более того, всё большее количество женщин становится поклонницами вязания, понимая, что это дает прекрасные возможности создавать различные изделия, носящие индивидуальный отпечаток. Ведь вязать можно любые вещи, начиная от одежды и до декоративных предметов. Конечно, не всем это занятие будет по нраву. Связать спицами или крючком в цельную композицию 1500—2000 метров нити – на это потребуется немалое терпение и усидчивость. Но если человек этим не обделён, то поистине, вязание доставит огромную радость и удовольствие, позволит реализовать творческие способности и фантазию.
Именно такое значение имеет вязание для жительницы д. Сидоровка Оксаны Владимировны Кругликовой. Его азы она стала осваивать с 6 лет. Её мама, Нина Ивановна Кругликова, была искусной мастерицей по этой части, хотела, чтобы и дочь научилась такому виду рукоделия, считая его обязательным для женщин умением. И маленькая Оксана со всей своей детской прилежностью перенимала от мамы то, что было ей по силам в её возрасте: как держать спицы, как вязать лицевые петли, как изнаночные, как плести косичку крючком и др.
Ну а то, что может получиться в итоге, она видела на примере мамы, которая вязала для своих детей всевозможные вещи. «Мы с братом, насколько я себя помню в детстве, всегда носили вязаную одежду, – рассказывает Оксана Владимировна. – Родители жили в Краснополье, держали кроликов пуховой породы. Мама из их пуха пряла на самопрядке нитки, а потом вязала. Шапочки, рукавички, жилетки, носочки, шарфики и т.д. – таким был наш гардероб».
В 1987 году, после аварии на Чернобыльской АЭС, Кругликовы выезжали жить в Россию, Томскую область. Там им дали дом, финансовую помощь, так называемые, подъемные, на которые они купили себе корову и другую живность. Хозяйство у них, по словам Оксаны Владимировны, было большое. Отец работал водителем в местном колхозе, а мама, получив юридическое образование, работала в отделе кадров. На новом месте понравилось, все устраивало. Тайга, кедры, добытые орехи – такие моменты тоже присутствуют в воспоминаниях Оксаны Владимировны. Там же, в России, она поступила в Томский медико-фармацевтический колледж, закончила его. Но после распада СССР жизнь пошла по-другому. Колхозы стали «разваливаться», работы не было, соответственно, и зарплаты. Многих тогда выручило своё личное подсобное хозяйство, в том числе и Кругликовых. «Было время, когда мы жили только с него, – отмечает Оксана Владимировна, – а потом родители приняли решение возвратиться на родину».
По возвращении в Краснополье отец трудоустроился в колхоз, мама – в райпо, а она сама пошла работать по полученной специальности медсестры сразу в детский сад «Солнышко», а затем в Краснопольскую ЦРБ.
И всё это время её мама, а вместе с ней и дочь, занимались своим любимым рукоделием – вязанием. «Как мне помнится, – говорит Оксана Владимировна, – тогда существовала проблема с пряжей – её было особо и не купить. Поэтому распускали какие-то старые вещи, перевязывали их, кто-то что-то давал, а ещё в дело шли нитки для шерстяных тканых ковров, милан. Вот так и выходили из положения».
Оксана Владимировна начинала с простых, по её мнению, вещей: шарфов, носков, руковиц. Будучи студенткой, уже пробовала вязать свитера, кофты. Первые не совсем соответствовали желаемому образцу, нередко распускала изделия, вновь перевязывала, и таким образом, набиралась опыта, осваивала более сложные узоры и разную технику вязания. Углубилась в это занятие, когда у неё появилась дочь. Оксане Владимировне захотелось, чтобы и Лера, как когда-то и она сама, выросла в вещах, связанных материнскими руками, а значит, с теплотой и любовью. И чтобы непременно эти вещи были красивыми, удобными. Она начала интересоваться новинками вязания, разнообразием приемов, покупая для этого разные журналы. Дальше – больше: стала пробовать комбинировать вязание на спицах и крючком, увидев здесь широкие возможности для творчества.
Салфетки, жилетки, а затем пледы и другие более сложные в исполнении вещи расширили границы её мастерства. С этой целью общалась и с такими же, как и сама, любительницами вязания, делясь с ними своим опытом и получая взамен не менее ценные для себя советы.
Лет 7 назад большим подспорьем в этом плане стал Интернет. Общение на его просторах позволило не только познакомиться с искусными рукодельницами, но и себя показать, а также понять, на каком уровне находишься.
На сегодняшний день Оксане Владимировне подвластно всё, что можно связать руками. Она вяжет не только свитера, кофты, полуверы, кардиганы, платья, но и шубки, пальто, а ещё колье, ожерелья, сумки и даже обувь. Тапочки, босоножки и сапожки из пряжи есть и у самой, и у дочери. Лера – студентка Белорусского государственного медицинского колледжа г. Минска. В текущем году уже заканчивает учебу. Вязать, по словам мамы, и спицами, и крючком Лера тоже умеет – она её научила, но такого пристрастия, как у самой, у дочери не замечает. Возможно, оно придет позднее, но, в любом случае, уверена Оксана Владимировна, для жизни это нужно. Человек, умеющий вязать, имеет возможность всегда одеть себя сам так, как ему захочется – модно, стильно, элегантно.
Кроме того вязание – это еще и целая палитра впечатлений. Она начинается с момента выбора пряжи и находит свое продолжение в процессе превращения клубка мягкой шерсти в джемпер плотной вязки или хлопка в ажурную кофточку.
За то время, что вяжет, Оксана Владимировна попробовала в работе разные виды пряжи: белорусскую, турецкую, итальянскую и др. В каждой нашла свои достоинства. В настоящее время её внимание занято костюмом из акрила. Юбка будет из мотивов, которые она вяжет крючком, а затем соединит их между собой в одно полотно специальным швом, кофту вяжет спицами. А вообще, как рассказывала, она не ограничивается какой-то одной вещью – в деле сразу две-три. Это позволяет избегать монотонности, привыкания, всегда иметь интерес к рукоделию. Параллельно с вышеуказанным костюмом вяжет летнее платье из хлопка. И вот так, периодически переключаясь с одного изделия на другое, и доводит работу до конца. Причем она настолько увлекается процессом, что вяжет практически каждую свободную минуту. Даже занимаясь приготовлением пищи, и то выкраивает время, чтобы взять в руки спицы или крючок и провязать хотя бы несколько рядов или столбиков. Связанные ею вещи становятся прекрасными подарками для мужа, а также родных и близких людей.
На разные вещи уходит разное время. Зимнюю шапку, к примеру, может связать за один вечер, кардиган, если взяться вплотную, будет готов через две недели. Своему любимому занятию Оксана Владимировна может посвятить и ночное время. Если работа захватывает, то будет вязать и до 24 часов ночи, и до 1, и до 2, а может и до утра. Каждое её изделие – эксклюзивное. Приступая к работе с одним видением окончательного результата, в процессе находит какие-то новые варианты и на выходе получает новое авторское изделие. На достигнутом не останавливается. Сейчас у неё есть задумка попробовать скомбинировать вязаное с тканью. Ей уже интересно, что из этого получится.
Слушая Оксану Владимировну, одновременно удивлялась и восхищалась её отношением к увлечению, мастерством. Когда у человека есть любимое занятие – это прекрасно, это хорошо. Понятно, что вязание, как и любой вид рукоделия, поначалу требует немало терпения и напряжения. Но всё это окупается сторицей. Впоследствии и сам процесс, как творческая составляющая, и конечный результат доставляют радость и удовлетворение. А ещё вязание, что не менее важно, даёт ощущение спокойствия и умиротворения. Монотонность движений расслабляет, успокаивает. На этот счет даже есть высказывание: «Руки заняты, дух безмятежен». А потому, как думается, вязание никогда не выйдет из моды. А пример О.В. Кругликовой и таких же, как и она, мастериц – яркое тому подтверждение.
Дина МАНЬКО.
Фото из архива О.В. Кругликовой.