По борьбе с преступностью и коррупцией
14.06.2017 состоялось координационное совещание коллегии прокуратуры Могилевской области на котором рассмотрен вопрос: о соблюдении организациями АПК требований о сохранности собственности, рациональном использовании денежных, материальных и топливно-энергетических ресурсов, выполнении Государственной программы развития аграрного бизнеса в Республики Беларусь, эффективности деятельности местных исполнительных и распорядительных, также контрольных органов, возмещение вреда и восстановление нарушенных прав и государственных интересов.
Актуальность проведения совещания, прежде всего, вызвана, неисполнением либо ненадлежащим исполнением поручений Главы государства о развитии сельхозотрасли, нарушениями, недостатками в деятельности сельхозпредприятий по вопросам сохранности собственности, хранения дорогостоящей техники, реконструкции молочно-товарных ферм, искажения отчетности некоторыми руководителями на местах.
Не решена в полном объеме проблема эффективности выполнения управленческих функций, а также функций, возложенных на контролирующие (надзорные) органы, иные организации в порядке ведомственного контроля.
Остается актуальным вопрос улучшения межведомственной координации действий в сфере охраны труда, обеспечения пожарной безопасности.
В области не исполнены поручения Главы государства о восстановлении и постановке на хранение сельскохозяйственной техники. По состоянию на 26.05.2017 из обследованных в 2016 году 1266 единиц техники отремонтировано 1215 единиц (96%), не восстановлена 51 единица. Наиболее сложная обстановка по данному вопросу отмечается в Быховском и Климовичском районах, где не отремонтировано по 8 единиц техники, Шкловском и Осиповичском по 5, Кличевском, Славгородском, Костюковичском по 4, Бобруйском – 3, Глусском, Кировском, Чаусском, Могилевском по 2, по 1 – в Чериковском, Хотимском, Мстиславском и Кировском районах.
По-прежнему при содержании крупного рогатого скота допускаются систематические, повсеместные нарушения ветеринарно-санитарных, санитарно-эпидемиологических и других правил, влекущие заболевание и непроизводительное выбытие скота, не обеспечивается его репродуктивность.
По состоянию на 01.05.2017 численность крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях по сравнению с соответствующей датой предыдущего года уменьшилась на 6,6 тыс.голов (на 1,2%), в том числе коров – на 2,5 тыс.голов.
Установлено ряд нарушений в перерабатывающих предприятиях агропромышленного комплекса Могилевской области в ходе поставок экспортной мясо-молочной продукции в Российскую Федерацию допускают небрежность при оформлении документов, нарушения санитарно — гигиенических норм, дающих повод органам санитарного надзора Российской Федерации возвращать продукцию, что отрицательно сказывается на имидже Беларуси, наносит экономический ущерб государству.
Обидно, что факты возврата продукции, не связаны с качеством поставляемой продукции, нахождения в ней каких-то вредных для потребителя веществ, а обусловлены нерадивым отношением работников вышеуказанных предприятий к исполнению своих должностных обязанностей.
На координационном совещании поднимался также вопрос и о рациональное использовании земель сельскохозяйственного назначения.
Так, исходя из практики прокурорского надзора отдельные руководители хозяйств не знают обо всех землях, на которых они имеют право вести хозяйственную деятельность, на это также не обращают внимание и руководители исполкомов, на которых возложены обязанности по социально-экономическому развитию регионов.
Прокуратурой Глусского района в 2016 году, установлены факты невовлечения в сельскохозоборот земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 171,2 га (д.Макраны – 10 га, д.Калюга – 5,6 га, д.Красное – 4,0 га и др.). После принятых прокуратурой района мер вовлечено в сельскохозяйственный оборот около 50 га. Аналогичные нарушения выявлены прокуратурой Кировского района.
Обращает на себя внимание и тот факт, что отдельные руководители не только не радеют за культуру ведения селькохозяйственного производства, но своей деятельностью причиняют не пользу, а вред окружающей среде.
Органами прокуратуры в паводковый период фиксировались нарушения, связанные с загрязнением земель водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов от попадания стоков органических отходов с территорий молочно-товарных ферм.
К примеру, прокуратурой Дрибинского района 20.03.2017 возбуждено административное производство и вынесено предписание по факту попадания стоков из молочного блока МТФ «Никольск» ОАО «Дрибин-Агро» в водоохранную зону ручья №53.
Результаты проводимых органами прокуратуры проверок свидетельствуют о том, что отдельными должностными лицами сельхозпредприятий не только не обеспечивается соблюдение технологических норм в животноводстве и растениеводстве, но и в ходе производственного процесса игнорируются элементарные требования техники безопасности, трудовой и исполнительской дисциплины.
Вследствие отсутствия должного уровня организации работы и контроля на сельхозпредприятиях области не обеспечивается должный уровень безопасности труда.
В истекшем периоде 2017 года зарегистрировано 9 несчастных случаев с тяжелыми последствиями (в январе-мае 2016 года – 4), в том числе 2 (0) – со смертельным исходом, 7 (4) – приведших к тяжелым производственным травмам.
Одним из наиболее опасных факторов, влияющих на безопасность проводимых сельскохозяйственных работ, является нахождение работников в состоянии алкогольного опьянения.
В период проведения посевной кампании 2017 года факты нахождения в состоянии алкогольного опьянения установлены в хозяйствах Белыничского, Дрибинского, Глусского, Климовичского, Клического, Кировского, Краснопольского, Круглянского, Мстиславского, Чаусского и Славгородского районов.
В области не уделяется должного внимания соблюдению правил пожарной безопасности.
Следует отметить, что в последние годы увеличилось количество пожаров на сельскохозяйственной технике, так, за последние пять лет произошло 14 пожаров, 9 из которых непосредственно на тракторах.
В ходе проводимых прокурорами совместно с районными отделами внутренних дел, контрольными (надзорными) органами на системной основе мониторингов состояния охраны производственных объектов агропромышленного комплекса установлено, что отдельными сельскохозяйственными организациями не принимается мер по сохранности собственности. Не придается должного значения организации сторожевой охраны, состоянию ограждения и освещения территории, вопросам технической укрепленности дверей, окон, наличию надежных запоров складских и других помещений, пригодности их для хранения материальных ценностей, организации профилактической работы по борьбе с имущественными правонарушениями.
В ходе проверки, установлено, что сторожа в ночное время отсутствовали, спали либо находились в состоянии алкогольного опьянения на мехдворах и МТФ Глусского, Осиповичского, Славгородского, Хотимского Чериковского районов.
В период проведения посевной и уборочной кампании как правило сельхозорганизации сетуют на нехватку горюче-смазочных материалов, недостаточное на это финансирование. Однако при этом мер по наведению порядка не принимается.
Со стороны инженерной, экономической и агрономической служб ряда сельхозорганизаций не обеспечивается контроль за эффективным использованием горюче-смазочных материалов, что способствует созданию излишков топлива, его хищению, использованию не по целевому назначению.
На координационном заседании рассматривалось и ряд других вопросов, это несвоевременная выплата заработной платы, дебиторская и кредиторская задолженность, нехватка квалифицированных специалистов, коррупционные риски.
По итогам координационного совещания принято решение, которым разработаны мероприятия направленные на устранение нарушений законодательства в сфере АПК, повышение эффективности развития сельско-хозяйственной отрасли.
Пресс-служба прокуратуры Могилевской области