и лик святой, небесно кроткий...
Знаменательным событием для краснопольчан стало открытие в прошлую пятницу выставки икон, которая разместилась в одном из залов ГУК «Краснопольский историко-этнографический музей». К посетителям, пришедшим в музей, обратилась директор Т. Ф. Коваленко. Тамара Федоровна рассказала о том, что автором икон является художник из Молодечно Ядвига Сенько. В 1983 году она окончила факультет изобразительного искусства, отделение станковой живописи и графики Московского университета искусств. Для того, чтобы писать иконы, получила благословление Филарета митрополита Минского и Слуцкого Патриаршего Экзарха всея Беларуси.
Как отметила Т. Ф. Коваленко, в арсенале Ядвиги Сенько – более 1700 икон. В выставочном зале музея сейчас находятся 26 православных и 14 католических образов. Иконы этого художника также есть в частных коллекциях в Италии, Германии, Англии, Франции, США, России, Украине и других странах. Все это говорит о востребованности произведений мастера и высочайшем уровне ее творчества.
Пришедший на открытие выставки отец Кирилл, настоятель Свято-Успенского храма г. п. Краснополье отметил, что получить благословение писать иконы – процесс весьма сложный.
– Сплетая все православные каноны, человек должен не просто писать иконы, а выполнять это, читая молитвы, так как без них они не будут являться святыми и не будут так божественно выглядеть, как мы с вами их видим.
Как заметил отец Кирилл, есть много чудотворных икон, дарящих исцеление. Люди обращаются к святым ликам, чтобы Господь помог вылечить их самих или же их родных и близких. Некоторые из икон были явлены людям чудодейственным способом, а некоторые написаны в честь какого-либо святого. Стоя перед такими образами, мы возносим к ним молитвы, обращаемся к тому, кто на них изображен.
– Смотря на иконы, выставленные здесь в музее, мы видим большой труд, великое искусство того, чьей рукой они написаны. Среди них есть и образ Божией Матери «Жировицкая». В 1191 году в местечке Жировицах пастухи пасли стадо у леса и заметили в нем яркий свет. Подойдя поближе, они увидели икону Богоматери, явившуюся на груше в виде камня. И потом уже по благословению святейших она стала изображаться на холсте, доске так, как мы ее сейчас видим.
Приобретая такие иконы в свой дом, вы получаете не только образ, а святыню, при написании которой человек вкладывает всю свою душу, молясь о том, чтобы она приносила счастье, благополучие и здравие.
С неподдельным вниманием вслушивались посетители музея в каждое слово старшего научного сотрудника ГУК «Краснопольский историко-этнографический музей» В. И. Лазовика, подробно рассказавшего об истории возникновения выставленных икон.
Особый интерес вызывает икона Божия Матерь «Умиление». Когда-то она принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, который елеем от лампады, горевшей у образа, помазывал больных. После этого они выздоравливали.
Икона по вере просящих дает исцеление. Матери молятся ей о благополучном замужестве дочерей, а девушки — о хороших женихах. Кроме этого перед нею молятся о счастье и достатке, а также во время эпидемий.
На выставке можно увидеть и одну из трех наиболее почитаемых в России икон — Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия». По церковному преданию в 1239 г. она помогла спасти город от татарского нашествия. Во время войны в 1812 году реликвию привезли в Москву и в день Бородинской битвы ее, вместе с чудотворными иконами Иверской и Владимирской Богоматери, обнесли вокруг Белого города и Кремля. Образ долгое время хранился в Успенском соборе Смоленска. Во время Великой Отечественной войны немецко-фашистские войска захватили город, а вместе с ним и реликвию. Когда Смоленск был освобожден, «Одигитрия» не была найдена.
«Одигитрии Смоленской» молятся о помощи в поиске правильного пути в жизни, что немаловажно для каждого, кто находится на распутье. Кроме того, ей молятся путешествующие о благополучии в дороге.
Великолепную по своему исполнению икону Божией Матери «Иверской» также можно увидеть на выставке в местном музее. По преданию, в IX веке она хранилась у одной благочестивой вдовы. Иконоборцы, уничтожавшие святыни, пришли к ней в дом и один из них ударил копьем по образу Богородицы. С того места тот час же потекла кровь. Вдова пообещала воинам деньги взамен того, чтобы они не тронули святыню до утра. Для сохранения реликвии христианка вместе с сыном спустила икону в море. Святой образ позже был найден на берегу и отдан в Иверский монастырь. Однако спустя некоторое время икона исчезла и оказалась над воротами обители. Так продолжалось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла Святому Гавриилу свою волю о том, что не желает быть хранимой, а хочет быть Хранительницей. После этого святой образ был помещен над монастырскими воротами.
Иверская Божия Матерь считается хранительницей домашнего очага, покровительницей женщин, их помощницей и заступницей перед Богом. С ее помощью снимают «венец безбрачия». Перед иконой молятся об исцелении, об утешении в бедах.
Кроме перечисленных святых ликов в выставочном зале музея присутствуют и другие уникальные иконы с изображением Богородицы, Иисуса Христа и святых. Благодать Божия, которую ощущает каждый, войдя в зал со святыми образами, наполняет мысли чистотой и одновременно некой умиротворенностью. На душе становится спокойно и легко и ты, забыв обо всех невзгодах, оставшихся за порогом, всматриваешься в святые лики.
Все желающие увидеть или купить эти удивительные по своему исполнению иконы могут посетить историко-этнографический музей с 10 до 17 часов в рабочие дни. Выставка будет работать до 1-го сентября.
Елена БРАТОЧКИНА.
Фото Александра ДАНЧЕНКО.