Скорбная дата в истории
День 26 апреля 1986 года навсегда останется в памяти людей скорбной датой о том, как бездумно бывает человечество в своем стремлении обуздать мирный атом. 28 лет назад на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции прогремел взрыв, последствия которого ощутит на себе не одно поколение белорусов. Тогда в результате аварии на ЧАЭС погибли около 50 сотрудников станции, а около 600 тысяч ликвидаторов получили радиоактивное облучение.
Споры о масштабах и дальнейших последствиях катастрофы ведутся до сих пор. В год аварии на Чернобыльской атомной электростанции возвели саркофаг, а в 2000 году ее полностью остановили. Планируется, что в 2015 году над станцией возведут новое укрытие. Однако и по прошествии не одного десятка лет боль об утратах, нанесенных в результате трагедии 20 века, не утихает.
26 апреля во всех уголках Беларуси почтили память погибших и пострадавших от этой аварии.
На Краснопольщине, мероприятие, посвященное скорбной дате, прошло возле памятника отселенным деревням на въезде в г.п. Краснополье.
День, отмеченный в истории нашей страны знаком беды, не обошел и Краснопольский район. Чернобыльским пеплом осыпало его плодородные поля и реки, а лес – источник жизненной силы и энергии, стал источником смертельно опасной радиации, невидимой беды, пришедшей в родные места.
В тот год почернели деревья,
И лес не оделся листвой.
Пустые дома и деревни
Пугали своей тишиной.
И только чернобыльский ветер,
Как коршун, кружил над землей,
Бросая губительный пепел
На луг, непокрытый травой.
…Началось переселение из загрязненной радионуклидами земли. Целые семьи и деревни переселяли в чистые зоны, словно деревья в саду, выкорчевывали по живому, разрывая устоявшиеся связи, навсегда вывозя из насиженных родных мест. По прошествии стольких лет при воспоминаниях о том периоде у переселенцев — бывших жителей района, на глазах наворачиваются слезы. Трудно представить себе все горе тех, кто навсегда прощался со своей малой родиной, с домом, где родился и вырос, с землей, где прошло босоногое детство. Позади у людей оставалась целая жизнь, надвое разделенная Чернобылем. А впереди – путь в неизвестность. Каждый из нас, повзрослев, вылетая словно птица из гнезда, покидает свой родной дом. Но туда всегда можно вернуться. У переселенцев же нет такой возможности. Земли, на которых жило и трудилось не одно поколение белорусов, не скоро очистятся от стронция и цезия. А цепкая человеческая память долго будет хранить крупинки воспоминаний о доме, которого уже нет.
Лежит село, как будто на картине,
И хатами белеет по долине.
А в том селе – ни голоса, ни звука,
И окна излучают боль и муку,
И двери накрест досками забиты,
И журавли колодцев позабыты.
И старый сад над школой свесил ветви,
И детям не учиться в ней вовеки…
…Сегодня, через 28 лет после чернобыльской катастрофы, в нашей республике выработаны и получили практическое осуществление меры, направленные на дальнейшее улучшение ситуации в пострадавших районах и формирование необходимых условий для их устойчивого развития. Особое внимание, как и в прошлые годы, уделяется вопросам, касающимся восстановления социально-экономического потенциала пострадавших территорий, а также обеспечению высокого уровня социальной и медицинской защищенности граждан. Более того, преодоление последствий аварии на ЧАЭС – общая задача как Беларуси, так и России, объединивших свои финансовые возможности, практические навыки и опыт, научный потенциал двух государств. И в таком единении усилий – залог успешной работы по возрождению пострадавших территорий.
Всех жертв и испытаний нам не счесть,
Но целы арсеналы, полигоны.
Чернобыля убийственная весть —
Предупрежденье поколеньям новым.
Тысячелетье начало отсчет,
Век двадцать первый по земле шагает.
Пусть его детям больше повезет,
И солнца луч их каждый деньвстречает.
В знак памяти о тех, кто погиб в результате чернобыльской катастрофы, в память о жителях краснопольского края, выселенных из зоны, загрязненной радионуклидами, делегации трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций района возложили живые цветы к памятнику отселенным деревням.
Тамара БРАТОЧКИНА.
Фото Александра ДАНЧЕНКО