О защите прав и законных интересов несовершеннолетних
На состоявшемся в прошедшую среду заседании районного исполнительного комитета актуальностью отличался вопрос о работе отдела образования по защите прав и законных интересов несовершеннолетних. Вел заседание председатель райисполкома И.В. Балахонов. В обсуждении вопроса приняла участие заместитель начальника управления образования Могилевского облисполкома И.М. Кускова.
Как явствовало из выступления начальника отдела образования А.А. Гоман, в районе выработана структура межведомственного взаимодействия по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Вся поступающая информация проверяется, проводится социальное расследование, принимаются соответствующие меры реагирования. В 2012 году в отдел образования поступило 35 сообщений о семейном неблагополучии: 15 – из суда Краснопольского района, 5 – из центральной районной больницы, 4 – из отдела внутренних дел, 4 – из прокуратуры Краснопольского района, 3- из отдела по чрезвычайным ситуациям, 1 – из комиссии по делам несовершеннолетних, 3 – из административной комиссии райисполкома. На 1 марта текущего года в районе 52 несовершеннолетних из 20 семей признаны находящимися в социально опасном положении. В 2012 году были сняты с учета в связи с нормализацией ситуации в семье 82 ребенка из 29 семей. Также было выявлено и поставлено на учет 18 неблагополучных семей, в которых воспитывается 41 ребенок. За 2 месяца 2013 года снято с учета в связи с нормализацией ситуации в семье 10 детей из 3 семей. С октября 2011 года выезды в неблагополучные семьи оформляются протоколами поручений, которые утверждены заместителем председателя районного исполнительного комитета. Выработан четкий алгоритм межведомственного взаимодействия по выполнению протоколов поручений. Координатором деятельности в данном направлении является отдел образования. Результаты рассматриваются на заседаниях районного координационного совета. В ходе выполнения протоколов поручений за 2012 год в 4 многодетных семьях ситуация нормализовалась, в 5 семьях разрешены жилищные проблемы, вопросы трудоустройства родителей, устранены нарушения правил пожарной безопасности. В районе осуществляется комплекс мер по жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи. На протяжении 2009 – 2012 годов ни один ребенок вышеназванной категории не был передан в интернатные учреждения. Все дети, получившие статус, жизнеустроены в опекунские, приемные семьи, детский дом семейного типа.
На 1 марта 2013 года в районе функционируют 15 приемных семей, в которых воспитываются 24 ребенка, 13 опекунских семей, где на воспитании находятся 20 детей, детский дом семейного типа, в котором воспитываются 6 детей. Приоритетной формой жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление. В целях активизации данной формы жизнеустройства детей специалистами сектора по охране прав детства подготовлена и размещена на сайте отдела образования информация о процедуре усыновления, а также размещены фотографии и сведения о детях, подлежащих усыновлению. К сожалению, в 2011 – 2012 годах ни один ребенок в районе не был передан на усыновление. На сегодняшний день на учете в отделе образования состоят 50 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них: закреплено жилье за 6 детьми; сохранено право пользования жилым помещением за 1 ребенком; 42 ребенка состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий; 1 проживает в жилье социального пользования.
По мнению Анжелики Арнольдовны Гоман, отделом образования, выполняющим функции органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, осуществляется ряд мер по обеспечению защиты прав и законных интересов детей. Но вместе с тем, требует активизации работа по усыновлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На особом контроле остается вопрос профилактики социального сиротства, выявление и учет несовершеннолетних от рождения до 3 лет, проживающих в семьях, имеющих факторы семейного неблагополучия. По-прежнему актуальным остается вопрос трудоустройства родителей, дети которых признаны находящимися в социально опасном положении. Также необходим более системный подход к работе с трудовыми коллективами, где работают родители, ненадлежащим образом выполняющие обязанности по воспитанию и содержанию своих детей.
В ходе выступления начальника отдела образования участникам заседания были представлены слайды, отражающие совместную работу отдела и других заинтересованных служб по обсуждаемому вопросу. Останавливаясь на взаимодействии отдела образования с другими службами при осуществлении защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, председатель райисполкома И.В. Балахонов интересовался проблемами, возникающими в процессе такого взаимодействия, и путями их решения. Акцентировав внимание на сокращении количества неблагополучных семей в районе, Игорь Викторович высказал опасение по поводу возможного всплеска неблагополучия в недалеком будущем.
Подобное сокращение, по словам А.А. Гоман, не что иное, как результат работы, направленной на раннее выявление семейного неблагополучия. Опытом работы по означенной теме поделилась директор ГУО «Турьевской УПК детский сад – средняя школа» Ж.В. Билалова. К теме своевременного выявления детей, находящихся в социально опасном положении, вернулась в своем выступлении заместитель начальника управления образования облисполкома И.М. Кускова.
По мнению Ирины Михайловны, уменьшение таких семей не является положительным результатом работы и критерием ее оценки. Чем больше на ранней стадии будет выявлено таких семей и детей, тем раньше начнется реабилитация семьи и больше возможностей исправить ситуацию, пока положение несовершеннолетних не усугубилось. И.М. Кускова сообщила участвующим в заседании руководителям учреждений образования о том, что в ближайшее время о реализации требований Декрета № 18 будет проинформирован Глава государства. Будут внесены определенные изменения и дополнения в законодательство. Однако на данном этапе каждая из заинтересованных сторон должна в полном объеме выполнять требования, предусмотренные Декретом № 18. В части, касающейся отделов и учреждений образования, будет возложена персональная ответственность за выполнение требований на руководителей. Основные из них: своевременность выявления и межведомственная работа по устранению социально опасного положения. Второй не менее важной особенностью, по мнению И.М. Кусковой, является возложенная на отделы образования функция взыскателя. К сожалению, по области имеются случаи несвоевременного взыскания денежных средств с лиц, обязанных возмещать расходы на содержание их детей в госучреждениях. По итогам прошедшего года Могилевская область в разрезе республики занимает третью позицию. По словам Ирины Михайловны, такое положение дел не должно порождать самоуспокоенность, т.к. отделу образования, нанимателям и другим заинтересованным службам необходимо все усилия направить на увеличение процента возмещения средств согласно требований Декрета № 18.
В решении, принятом по вопросу, конкретные поручения, касающиеся защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, даны отделу образования райисполкома, центральной районной больнице, управлению по труду, занятости и социальной защите.
Как явствовало из выступления начальника отдела образования А.А. Гоман, в районе выработана структура межведомственного взаимодействия по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Вся поступающая информация проверяется, проводится социальное расследование, принимаются соответствующие меры реагирования. В 2012 году в отдел образования поступило 35 сообщений о семейном неблагополучии: 15 – из суда Краснопольского района, 5 – из центральной районной больницы, 4 – из отдела внутренних дел, 4 – из прокуратуры Краснопольского района, 3- из отдела по чрезвычайным ситуациям, 1 – из комиссии по делам несовершеннолетних, 3 – из административной комиссии райисполкома. На 1 марта текущего года в районе 52 несовершеннолетних из 20 семей признаны находящимися в социально опасном положении. В 2012 году были сняты с учета в связи с нормализацией ситуации в семье 82 ребенка из 29 семей. Также было выявлено и поставлено на учет 18 неблагополучных семей, в которых воспитывается 41 ребенок. За 2 месяца 2013 года снято с учета в связи с нормализацией ситуации в семье 10 детей из 3 семей. С октября 2011 года выезды в неблагополучные семьи оформляются протоколами поручений, которые утверждены заместителем председателя районного исполнительного комитета. Выработан четкий алгоритм межведомственного взаимодействия по выполнению протоколов поручений. Координатором деятельности в данном направлении является отдел образования. Результаты рассматриваются на заседаниях районного координационного совета. В ходе выполнения протоколов поручений за 2012 год в 4 многодетных семьях ситуация нормализовалась, в 5 семьях разрешены жилищные проблемы, вопросы трудоустройства родителей, устранены нарушения правил пожарной безопасности. В районе осуществляется комплекс мер по жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи. На протяжении 2009 – 2012 годов ни один ребенок вышеназванной категории не был передан в интернатные учреждения. Все дети, получившие статус, жизнеустроены в опекунские, приемные семьи, детский дом семейного типа.
На 1 марта 2013 года в районе функционируют 15 приемных семей, в которых воспитываются 24 ребенка, 13 опекунских семей, где на воспитании находятся 20 детей, детский дом семейного типа, в котором воспитываются 6 детей. Приоритетной формой жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление. В целях активизации данной формы жизнеустройства детей специалистами сектора по охране прав детства подготовлена и размещена на сайте отдела образования информация о процедуре усыновления, а также размещены фотографии и сведения о детях, подлежащих усыновлению. К сожалению, в 2011 – 2012 годах ни один ребенок в районе не был передан на усыновление. На сегодняшний день на учете в отделе образования состоят 50 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них: закреплено жилье за 6 детьми; сохранено право пользования жилым помещением за 1 ребенком; 42 ребенка состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий; 1 проживает в жилье социального пользования.
По мнению Анжелики Арнольдовны Гоман, отделом образования, выполняющим функции органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, осуществляется ряд мер по обеспечению защиты прав и законных интересов детей. Но вместе с тем, требует активизации работа по усыновлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На особом контроле остается вопрос профилактики социального сиротства, выявление и учет несовершеннолетних от рождения до 3 лет, проживающих в семьях, имеющих факторы семейного неблагополучия. По-прежнему актуальным остается вопрос трудоустройства родителей, дети которых признаны находящимися в социально опасном положении. Также необходим более системный подход к работе с трудовыми коллективами, где работают родители, ненадлежащим образом выполняющие обязанности по воспитанию и содержанию своих детей.
В ходе выступления начальника отдела образования участникам заседания были представлены слайды, отражающие совместную работу отдела и других заинтересованных служб по обсуждаемому вопросу. Останавливаясь на взаимодействии отдела образования с другими службами при осуществлении защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, председатель райисполкома И.В. Балахонов интересовался проблемами, возникающими в процессе такого взаимодействия, и путями их решения. Акцентировав внимание на сокращении количества неблагополучных семей в районе, Игорь Викторович высказал опасение по поводу возможного всплеска неблагополучия в недалеком будущем.
Подобное сокращение, по словам А.А. Гоман, не что иное, как результат работы, направленной на раннее выявление семейного неблагополучия. Опытом работы по означенной теме поделилась директор ГУО «Турьевской УПК детский сад – средняя школа» Ж.В. Билалова. К теме своевременного выявления детей, находящихся в социально опасном положении, вернулась в своем выступлении заместитель начальника управления образования облисполкома И.М. Кускова.
По мнению Ирины Михайловны, уменьшение таких семей не является положительным результатом работы и критерием ее оценки. Чем больше на ранней стадии будет выявлено таких семей и детей, тем раньше начнется реабилитация семьи и больше возможностей исправить ситуацию, пока положение несовершеннолетних не усугубилось. И.М. Кускова сообщила участвующим в заседании руководителям учреждений образования о том, что в ближайшее время о реализации требований Декрета № 18 будет проинформирован Глава государства. Будут внесены определенные изменения и дополнения в законодательство. Однако на данном этапе каждая из заинтересованных сторон должна в полном объеме выполнять требования, предусмотренные Декретом № 18. В части, касающейся отделов и учреждений образования, будет возложена персональная ответственность за выполнение требований на руководителей. Основные из них: своевременность выявления и межведомственная работа по устранению социально опасного положения. Второй не менее важной особенностью, по мнению И.М. Кусковой, является возложенная на отделы образования функция взыскателя. К сожалению, по области имеются случаи несвоевременного взыскания денежных средств с лиц, обязанных возмещать расходы на содержание их детей в госучреждениях. По итогам прошедшего года Могилевская область в разрезе республики занимает третью позицию. По словам Ирины Михайловны, такое положение дел не должно порождать самоуспокоенность, т.к. отделу образования, нанимателям и другим заинтересованным службам необходимо все усилия направить на увеличение процента возмещения средств согласно требований Декрета № 18.
В решении, принятом по вопросу, конкретные поручения, касающиеся защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, даны отделу образования райисполкома, центральной районной больнице, управлению по труду, занятости и социальной защите.
Подготовила Тамара БРАТОЧКИНА